Влияние современной моды на человека. Курсовая работа мода и ее влияние на жизнь человека

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение в историю.

Природа одаривает человека только ему присущими особенностями. Эти врожденные свойства можно совершенствовать своим трудом: улучшать формы тела, делать походку легкой, движения изящными, внешность элегантной. Это работа во благо здоровью. Подражание своей «звезде красоты» без учета природных данных часто переходит в противоположность как во внешнем облике, так и его влиянии на здоровье. В этом аспекте мода на красоту имеет отрицательное значение.

Слово «мода» применительно к различным сторонам жизнедеятельности человека: к одежде, макияжу, поведению в обществе, в строительстве, интерьере различных помещений, к маркам машин и т.д. Первоначальное значение моды относилось к одежде. Мы надеваем костюм, и он становится частью нас самих. Окружающие воспринимают нас вместе с одеждой. Как определил французский Кутюрье Пьер Карден: «Мода - это способ выражения, это отражение индивидуальных качеств отдельной личности в социальном и моральном аспектах» . По покрою, пошиву костюма можно определить время (эпоху или определенные исторические вехи), профессию человека, социальное положение, черты характера (скромность, добродетельность и др.).

Далее конские волосы в юбках заменили кринолином - он состоял из тонких металлических полосок, подшитых к ткани. Вот такое обмундирование - круг, носили женщины и девушки. Дамы сильно уставали на балах и во время визитов.

Головные уборы, громоздкие парики нарушали мозговое кровообращение, вызывали головные боли, головокружения.

Всевластность моды XX столетия обернулась тем, что в погоне за ней

человек, примерив, все маски и наряды, обнаружил себя подлинного, вечного и неумирающего, лишь на время погруженного в иллюзию мира со всей его прельстительной божественной красотой. Самой модной новинкой десятилетия стали синтетические ткани. Врачи доказали, что применение синтетических материалов гораздо опаснее для человека. Чем корсеты и криолиновые юбки. Мода 50-60-х годов повернулась к молодым. Молодежь послевоенного поколения уже оценила в одежде практичность и искала возможность самовыражения. Принято считать, что стиль 1950-хбыл самым изящным и очаровательным за всю историю ХХ века. Идеальная домохозяйка и с пылесосом в руках рано утром должна была выглядеть безупречно - с полным макияжем, на высоких каблуках, с прической, уложенной волосок к волоску. Обязательной была небольшая круглая шляпка, кокетливо сдвинутая на глаза, которая зимой заменялась на «менингитку» - маленькую шапочку, прикрывавшую только затылок.

Что такое корсет и для чего он нужен?

Корсет - предмет женского белья, туго охватывающий нижнюю часть грудной клетки и живот. Корсет обычно плотно зашнурован сзади. Часто под корсет надевают сорочку, которая обеспечивает больший комфорт при ношении корсета, помогает поддерживать его в чистоте и впитывает пот.

У каждой женщины должна быть своя коллекция предметов роскоши, в которых не столь важно их практическое значение, сколько то чувство шика и изящества, которое они внушают своей обладательнице. Туфли на неправдоподобно высоких шпильках, колготки с экзотическим рисунком, украшенное серебряными цепочками и кристаллами белье... и корсет. Шелковый, кружевной или кожаный... строгий или, наоборот, легкомысленный. Корсет - вещь универсальная, его можно надевать с юбками, брюками, джинсами, создавая романтический, гламурный или элегантный casual-стиль.

Корсет дает нам возможность преобразиться: он создает красивую линию груди, даже если от природы бюст девушки не отличается пышностью. Он прячет и сглаживает жировые складки на талии, придает осанке величавость, фигуре - плавность и царственность движений.

Проблемы, возникающие из-за ношения корсета

Затруднение дыхания. Одна из таких проблем - сокращение объема легких. Так как настоящие корсеты очень тугие, женщины не могут вдыхать полной грудью. Поверхностное дыхание приводит к тому, что нижняя часть легких оказывается заполненной слизью. Это сопровождается постоянным кашлем, так как организм стремится избавиться от инородного вещества в легких. Возможно, именно поэтому некоторые врачи считают корсет причиной развития туберкулеза. Кроме того, из-за недостатка воздуха женщины часто падают в обморок. Нюхательные соли стали непременным атрибутом почти в каждом доме. Воздействие на внутренние органы. Корсет сжимает внутренние органы, в том числе:

* Желудок

* Мочевой пузырь

* Кишечник

Такое сжатие не только деформирует печень, но, вдобавок, вызывает расстройство желудка, изжогу и запор.

В давние времена корсеты носили не только женщины, но и дети. Таким образом их подготавливали к ношению корсета в будущем. Это приводило к атрофии спинных мышц. Став взрослыми, эти девушки уже не могли представить себе жизнь без корсета, так без его поддержки они уже не могли выполнять даже самые простые повседневные дела, например, взять на руки ребенка.

Неспособность выносить ребёнка. Возможно, одним из самых опасных последствий ношения корсета является то, что часто женщины оказываются неспособными рожать детей. Сжатые и деформированные внутренние органы мешают ребенку нормально развиваться в утробе матери. Возможно и такое, что или роженица умирает или ребенок появляется на свет с врожденными дефектами. Существует мнение, что раньше женщины иногда специально носили тугие корсеты, чтобы избавиться от нежелательной беременности.

Пирсинг.

Искусство пирсинга чрезвычайно древнее. Слово «Пирсинг» произошло от английского pierce - прокалывать, просверливать. Строго говоря, под пирсингом понимается вдевание предметов в отверстия, сделанные с этой целью на лице или на теле.

Пирсинг Пирсинг- одно из самых модных на сегодняшний день направлений в украшательстве своего любимого лица и тела.

В далёкие от нас времена эта процедура была больше распространена среди сильной половины человечества, так как часто говорила о принадлежности к племени или рангу, и служила для демонстрации власти и мужественности. В настоящее время пирсинг выполняет украшающие, эротические и иные функции.

Серьги появились именно как мужское украшение. Уже в Древней Азии 7 тысяч лет назад делали серьги для мужчин. Для древних египтян и ассирийцев серьга символизировала высокое положение в социуме. Серьга в древнем Риме обличала раба. Древние греки, носившие серьги, зарабатывали себе на жизнь проституцией. Центурионы Цезаря носили кольца в сосках как знак храбрости. Богатые гречанки и состоятельные римлянки с удовольствием носили серьги с жемчугом, демонстрируя окружающим свой достаток и высокое положение.

Septum пирсинг (прокол носовой перегородки) был распространен среди воинствующих культур. Для Septum пирсинга использовались клыки животных (распространялось у Irian Jaya), иногда украшения изготавливали из кости ноги убитого врага. Чем большего размера вставлены клыки, кости или другие украшения - тем злее и ужаснее выражение лица воина.

Прокол губы широко применяется во всем мире, однако только два племени делают пирсинг губы с вставкой кольца: Dogon - племя Мали и Nuba - племя Эфиопии. Во всех других случаях при пирсинге губы использовались специальные губные серьги, изготовленные из дерева, слоновой кости, металла и кристаллов кварца. Пирсинг языка существовал как ритуал у древних ацтеков Центральной Америки и некоторых племен Северо-запада. Шаманы прокалывали язык во время ритуалов для достижения определенного изменения сознания и связи с богами, а кровь использовалась для успокоения богов.

Опасность для здоровья:

Есть ли опасность для здоровья в пирсинге? Многие специалисты сходятся во мнении, что пирсинг опасен, даже если он сделан в специальном салоне, так как пирсеры, как правило, не очень разбираются в анатомии человека и в медицине, кроме как, чем обработать поверхность после прокола. А ведь при неправильном проколе можно повредить крупные кровеносные сосуды и вызвать сильное кровотечение, а задев нерв - причинить непоправимый вред здоровью человека. При пирсинге бровей могут быть задеты нервные сплетения и частично парализованы мышцы лица.

Аллергическое воспаление ранки - самая распространенная проблема, с которой сталкиваются те, кто решился на пирсинг. Причина проста - абсолютно все серьги содержат никель. К примеру, в золоте 583-й пробы соотношение золота и никеля - 14 к 10, а в золоте 750-й пробы - соответственно 18 к 6. Даже небольшой примеси никеля достаточно, чтобы вызвать аллергию - кожное раздражение на мочках ушей. Если на него ещё подействует инфекция, то может возникнуть настоящее нагноение - с мокнущими ранами и корочками.

Если проколот пупок, очень важно знать толщину украшения. Если она выбрана неверно, ранка будет затягиваться очень долго. Другое нежелательное последствие для женщин при пирсинге сосков - повреждение молочных протоков. Если бесконтрольно прокалывать ушную раковину в ее верхней части, может ухудшиться слух. По мнению врачей, прокалывать хрящ в носу или в ухе опаснее, чем делать отверстие в мочке уха. Хирурги говорят, что при проделывании отверстий в верхней части уха можно занести инфекцию и полностью потерять чувствительность уха. Опасны также и заклёпки в носу, так как инфекция может затронуть местные кровеносные сосуды и распространиться на мозг.

Самая серьёзная опасность - инфекция, которая может проникнуть в наш организм из-за нестерильных инструментов. Могут передаться такие смертельные болезни, как гепатит, СПИД, туберкулёз и столбняк.

Есть и другие опасения. Зарубежные специалисты изучили десятки случаев возникновения внезапной слепоты и пришли к выводу, что ядовитые компоненты, содержащиеся в металлических украшениях, могут вызвать не только острое воспаление роговицы глаза, но и головного мозга. Все пациенты, у которых наступило ничем не объяснимое воспаление роговицы, «украшали» свои лица побрякушками. Многие больные пришли к врачу поздно - ядовитые металлы сделали свое дело. Сначала у них появилось обильное потоотделение. Затем кровоточивость, и закончилось все это воспалением глаза. Молодые люди и не подозревали, что причиной резкого ухудшения здоровья может быть безобидное на первый взгляд колечко или другое украшение. Но врачи предупреждают, что «тоннели» в ушах опасны для здоровья.

Пирсинг полости рта повышает риск заболеваний десен и кариеса и нередко приводит к повреждению зубов. Среди опасностей при ротовом пирсинге можно назвать риск подавиться украшением, утрату ощущения вкуса или вообще способности чувствовать вкус, продолжительное кровотечение, дробление и разрушение зубов, чрезмерное выделение слюны, её непроизвольное истечение изо рта, повреждение дёсен, нарушение речи, затруднение дыхания, пережёвывания пищи и её глотания. По мнению ученых, делая пирсинг для того, чтобы казаться привлекательнее, подростки, по иронии судьбы могут нанести урон той самой привлекательности и своему здоровью.

Кроме того, пирсинг чреват безобразными шрамами. Если кольца в очень чувствительных местах цепляются за одежду и тянутся за ней, то украшения могут легко порвать кожу. Рубцовая ткань, образующаяся на груди у девушки при пирсинге сосков, может перекрывать млечные протоки, и, если она не воспользуется медицинской помощью, ей будет невозможно кормить ребёнка в будущем.

Довольно продолжительное время учёные-медики собирали обобщённые данные по жертвам пирсинга. Большую часть обратившихся за помощью составляют люди от 16 до 24 лет. Причём каждый третий случай имеет серьёзные осложнения. Половине пострадавших требуется медицинское вмешательство, даже операции.

Чаще всего осложнения возникают при проколах языка (50%) гениталий (45%) и сосков (38%). Причины осложнений - бактериальная микрофлора полости рта, гениталий, кожи; близость кровеносных сосудов в области прокола; несоблюдение личной гигиены и режима ухода за проколами; аллергическая реакция на материал украшения; нестерильность инструментов и низкая квалификация мастера.

Татуировки

В наши дни под татуировкой (в дальнейшем тату) понимают неглубокое введение в кожный покров посредством колюще-режущих инструментов красящих веществ, чтобы получить долго не исчезающее и устойчивое изображение, узор или рисунок.

В буквальном переводе с английского языка «tattoo» - «несмываемое слово». Изучающие тату сходятся во мнении, что сам термин «татуировка» ввел в обиход знаменитый путешественник капитан Джеймс Кук после своих вояжей в жаркие края Океании и Полинезии. «Тату» на диалекте островитян означало «рисовать». у явайцев «тату» - «рана»

Понятно, что в разных регионах Земли тату приобретала особые черты. Например, у народов, населяющих северо-восток Сибири и Аляску (чукчи, ханты, эскимосы, ненцы), культивировались изображения тотемных животных-покровителей племени - Медведя, Кита, Оленя. У скифских вождей и принцесс обнаружились рисунки лошадей, баранов, мифических существ. Татуировкой покрывались тела, руки, ноги, лицо, половые органы. Это делалось как для обозначения принадлежности к тому или иному роду-племени, так и для устрашения противника в бою. Например, у древних славян воины наносили себе лицевую татуировку.

У наших предков был весьма популярен травный, растительный орнамент, передающий сочное живое ощущение растения, наполненного соками, могучей жизненной силой. Его образцы, в отличие от не столь долго живущих татуировок, исчезающих вместе с их владельцами (если не применялась специальная обработка или специфические условия хранения), сохранились на художественных изделиях резьбы по кости, например, ларцов и тарелок, датируемых XVIII вв. из собрания Музея этнографии народов СССР.

Не забудем и о специальных шаманских тату, связанных по смыслу с целительской, предсказательной, обрядовозаклинательной практикой шамана, нередко - вождя племени. Аналогичную функцию несли тату в Азии, где выполнял и роль амулета (например, у бирманцев).

Большой вклад (в том числе по теме тату) в общую копилку изучения народов региона Микронезии внес наш знаменитый соотечественник, ученый-этнограф Николай Миклухо-Маклай. Наблюдая за туземцами, он заметил интересный факт, что для многих племен Океании нанесение тату символизировало достижение брачного возраста, как для мужчин, так и для женщин. Там же, помимо отличительных символов принадлежности к тому или иному роду, татуировка была знаком высокого общественного положения, как, например, на островах Самоа.

Охотники и рыболовы могли татуировать себе символы моря или леса, животных или рыб для удачи в охоте или рыболовстве. А новозеландское племя маори столь заботилось о точности воспроизведения рисунков лицевых тату (моко), что его вожди ставили их, например, в качестве личных подписей на договорах при продаже своих земель британцам в XIX веке.

Европе практиковали татуторгующие люди - купцы, ремесленники, а также воины. Среди этих сословий до сих пор широко распространена цеховая или профессиональная солидарность. Иногда это могло выражаться в нанесении знака профессии на тело.

Татуировкой (как иногда и клеймом) наказывали, помечая не просто провинившихся, а особо жестоких убийц, насильников, воров и конокрадов, не делая особых различий между мужским и женским полом.

Свои знаки отличия были у жриц любви: незамысловатые сердечки, имена запомнившихся любовников, возможно порнографические символы, названия публичных домов или мест, где промышляла гетера. Особенно процветало тату у моряков, насмотревшихся диковинок по всему миру. У многих из нас (и вполне обоснованно, надо заметить) моряки ассоциируются с загадочными и широкими натурами. Действительно, кто мог отправиться в долгое плавание, не видя все это время суши, питаясь сухарями, солониной, элем, частенько оставаясь без пресной воды. Выглядит естественным желание человека, долгое время проведшего в замкнутом пространстве корабля, испытать на своей просоленной морскими и океанскими ветрами шкуре чужеземные диковинки. И татуировка, в числе прочих непременных атрибутов, стала приметой моряка.

Не стоит думать, что наносимые в те времена изображения являлись верхом красоты и изящества. Совсем нет. В ходу были простейшие рисунки и сюжеты. Например, черепаха могла означать, что ее носитель пересек экватор, якорь - что молодцу покорилась Атлантика. Но так как бывать морякам приходилось в разных странах и континентах, то иногда среди общей массы стандартных тем тату могли попадатьсяи настоящие шедевры, напоминающие их обладателям о пережитых приключениях. Например, руку одного вполне могли украшать родоплеменные знаки таитянских островитян. Ногу другого - обвить восточные драконы. Торс третьего - покрыть загадочные символы индейских племен. Естественно, что, возвратившись при удачном раскладе, домой, моряки просто не могли не стать объектом повышенного интереса как среди дам, так и не бывавших в море мужчин.

У военных тату тоже пользовалось уважением, чему были свои причины. Рыцари средневековья не брезговали наносить тату в походах, ибо татуировка, срезанная с тела покойного и специальным образом обработанная, могла служить своеобразной похоронкой для его родных или знаком принадлежности к закрытой социальной группе, тайному обществу.

Проблемы, возникающие при татуировках

    Инфекция . Занести инфекцию можно, если недостаточно аккуратно обращаться с татуировкой сразу после ее нанесения. При малейшем подозрении на инфекцию необходимо обратиться к врачу;

    Аллергия . Бывает, что пигменты, входящие в состав краски, вызывают аллергическую реакцию;

    Гранулёма . Гранулёма - это воспаление, имеющее вид плотного узелка. Если вокруг татуировки образуются плотные подкожные узелки, скорее всего это гранулёма. За исключением запущенных случаев, это лечится и встречается крайне редко.

Каблуки

Сейчас в моде каблуки различной длины и формы, которая может быть самой причудливой: расширяющейся книзу, колоннообразной, клинообразной или шпилькой. Люди привыкли к этому атрибуту женского туалета, но что они знают об истории возникновения высоких каблуков? С самого начала возникновение каблуков могло быть вызвано двумя основными причинами: эстетические цели (увеличение роста носителя каблуков), практические потребности, диктуемые определенными целями использования каблуков в повседневной жизни.

Первое упоминание об обуви на «подставке» - прообразе современной платформы - мы находим в Древней Греции, где она использовалась актерами театра для зрительного увеличения их роста. Использование платформы затем было распространено в Китае и Японии, где ношение подобной обуви заменило собой практику пеленания ног женщин для того, чтобы остановить рост их стопы.

Следующий период времени, когда мы видим заимствование практики ношения обуви на каблуке, относится к 15-16 векам. Для этого века Ренессанса было характерно подчеркнутое стремление вверх, символизирующее собой возвышение человека над действительностью. Это стремление хорошо проявило себя и в моде на обувь. Так, большое распространение получили туфли - chopine, которые представляли собой подобие сандалий на платформе, выполненной из дерева или пробки. Высота каблуков таких «сандалий» была от 14 до 60 см, что подобно ходулям, и возникает вопрос, как женщины сохраняли равновесие. В 17-ом веке, в эпоху барокко, из таких сандалий родился образ современного каблука. Однако сначала это все же была платформа с вырезом под сводом стопы в виде арки. Конечно, говоря о происхождении моды на каблук, нельзя не упомянуть о таком совсем недавнем изобретении, которое, тем не менее, произвело переворот в представлении об эстетических свойствах обуви, - об изобретении каблука-шпильки. Произошло это в 50-х годах двадцатого века, во Францию. Туфли на шпильке пришлись как никогда кстати. И очень скоро практически все звезды щеголяли в них, подавая пример остальным женщинам планеты. Сейчас, также как и много лет назад, женщины носят каблуки, чтобы выделиться из толпы, подчеркнуть свою хрупкость и изящество.

Воздействие на организм обуви на каблуках:

Врачи утверждают, что частое ношение высоких каблуков негативно влияет на женский организм.

1. Стопы и пальцы . По данным медицинской статистики, на одного мужчину, страдающего плоскостопием, приходится десять женщин с аналогичной проблемой. Из-за смещения центра тяжести нагрузка на переднюю часть стопы возрастает в 5-6 раз. Образуются натоптыши (толстые жесткие мозоли, от которых трудно избавиться) на подошве и на косточке у основания большого пальца, боль под головками плюсневых костей и развивающееся со временем статическое поперечное плоскостопие.

2. Коленные суставы и икроножные мышцы . В обуви на высоких каблуках нарушается естественное распределение нагрузки на мышцы ног. Расплата - деформация икроножной мышцы и укорочение ахиллова сухожилия. Последнее патологическое изменение приводит к тому, что переход с высоких каблуков на низкие вызывает сильную боль при растяжении ахиллова сухожилия. В результате женщина не может переобуться в домашние тапочки и вынуждена все время носить высокий каблук. Кроме того, перераспределение в работе мышц приводит к увеличению нагрузки на коленный сустав, что со временем оборачивается артритом. Плюс ко всему отеки, сосудистые звездочки - симптомы варикозного расширения вен и тромбофлебиты.

Заключение

мода одежда здоровье самочувствие

Природа человека предусматривает его постоянное стремление к совершенству для сохранения конкурентоспособности. Это нормальное, по сути, явление реализуется в различных, в том числе искаженных, формах в зависимости от социальных факторов и уровня самосознания личности.

В нашей работе мы рассмотрели наиболее распространенные в настоящее время среди наших сверстников, легкодоступные, массовые формы украшательства, направленные на достижение определенного поверхностного стандарта, воспринимаемого многими как повышение социального статуса. Даже краткий обзор технологии и рисков таких популярных в массовом сознании и практике форм украшательства, как пирсинг, татуировка, корсеты, каблуки, показывает наличие множества связанных с ними грозных опасностей для здоровья и жизни человека, решившего применить их на себе. Поэтому можно обоснованно заключить, что увлечение внешним украшательством, часто скрывающее внутреннюю пустоту, отсутствие культуры и потенциала развития человеческой личности, стремление к стандартизации - прямо опасно для здоровья, а иногда - жизни. Перспективу проведенного нами исследования мы видим в дальнейшей популяризации знаний о влиянии на здоровье модных атрибутов. «В человеке все должно быть прекрасно», - сказал великий русский писатель Антон Павлович Чехов. Но то, что вредно для здоровья - не может быть красиво, а тем более прекрасно!

В современном обществе сформировалась целая индустрия нездоровья, зарабатывающая большие деньги на распространении самых диких и нездоровых стандартов поведения, потребления, питания, украшательства, одежды и т.п. Поможем себе и нашим сверстникам предотвратить пагубные последствия, возникающие при взаимодействии с модой, чтобы сохранить самое дорогое, что у нас есть - здоровье и жизнь!

Размещено на

Используемая литература.

1. Ожегов, С. И Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологиче ских выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 2-е изд., доп. и перераб. М.: РАН; Рос. фонд культуры, 1994. С. 206.

2. Лиходед, В.Л. Татуировка-тайна, история, жизнь. [Текст] / В.Л. Лиходед, - М.: Лабиринт-пресс, 2005. С. 101-148.

3. Валеулина И.Р. Тату. Часть твоего тела. [Текст] / И.Р.Валеулина. - М.: Феникс, 2006. С. 37-46.

4. Васильев А. Европейская мода. Три века. [Текст] / А.Васильев. - М.: Слово, 2007. С. 24-49.

5. Пепугова О. Модные татуировки и пирсинг. [Текст] / О.Пепугова. - М.: Владис, 2007. С. 16-29.

6. Э.Такер. История моды [Текст]/ Э.Такер, Т.Кингсвелл; пер. с англ. ю.и. Турча нинова. - М.: АСТ, 2003. С.84-102.

7. http://www.tatuirovanie.ru/sovet_mastera.html

8. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-4993/

9. http://www.sobesednik.ru/guide/health/big_dag_bad_health/

10. http://www.vitaminov.net/rus-news-0-0-2248.html

11. http://www.sympaty.net/20071109/kabluki-ili-zdorove/

12. http://www.kulina.ru/articles/diet/all/krasotaizdorove/ovredekablukov/

13. http://www.vector-z.ru/wmc/ru/interesting/world_footwear/hist


Актуальность выбранной темы. При употреблении слова мода обычно имеют в виду одежду, но мода относится и к стилю жизни, автомашинам, ресторанам, фильмам и другим явлениям, которые окружают человека. При том, что человека на сегодняшний день окружает такое изобилие, популярностью пользуются не все.

Потребность в приобретении человеком чего-либо характеризуется как раз таким явлением как мода, которая на сегодняшний день становится одним из регуляторов общественного поведения.

Также мода является одним из широко известных феноменов жизни, пользующихся интересом со стороны исследователей, аналитиков, ученых, но и со стороны людей, сталкивающихся с ним в обыденной, повседневной жизни.

Значение и роль моды возрастает с геометрической прогрессией. Она является фактором, который оказывает прямое влияние на экономическое и социальное развитие общества, а также и на повседневную жизнь человека.

В моде отражаются существенные черты своего времени, прослеживается связь с изменениями в стране с процессами в сфере культурной жизни общества. Изучение феномена моды способствует пониманию потребностей общества, выявлению интересов и запросов.

Цель работы – изучение влияния моды на повседневную жизнь человека.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть моду как социокультурный феномен, выявить понятие и сущность моды;
  2. определить компоненты и функции моды в современном обществе;
  3. выявить взаимосвязь моды и обычая;
  4. рассмотреть психологические аспекты влияния моды;
  5. изучить психологический механизм влияния подражание;
  6. рассмотреть демонстративное потребление как механизм влияния;
  7. определить влияние моды на повседневную жизнь студентов;
  8. рассмотреть студенчество как особую социальную группу;
  9. проанализировать модные тенденции среди студентов высших учебных заведениях.

Объект исследования – общество в структуре влияния моды.

Предмет исследования – мода и ее влияние на повседневную жизнь человека.

Степень разработанности темы. Вопрос об истории и эволюции моды рассматривали зарубежные исследователи, такие как Такер Э., Кингсвелл Т., Стивенсон Н. и другие. Из отечественных исследователей моды наиболее известны Васильев А., Дягилев С., Ермилова Д. Ю., Брик Я.

Вопросу о моде в обществе и ее влияния на сознание людей посвящены множество статей и трудов исследователей психологи, истории, социологии Килошенко М. И., Ольшанский Д. В., Аброзе Е.А., Вайнштейн О. и другие.

О психологии студентов и молодежи посвящены труды таких исследователей как Башкатов И. П., Капцов А. В., Карпушина Л. В., Бакшаева Н. А., Вербицкий А. А. и другие.

Глава 1. Мода как социокультурный феномен

    1. Понятие и сущность моды.

Мода – неоднозначный социокультурный феномен, который присутствует в самых различных сферах человеческой деятельности и культуры: в оформлении внешности человека (одежда, причёска) и в среде его обитания (интерьер, различные бытовые вещи), а также в искусстве, архитектуре, художественной литературе, речевом поведении и так далее.

Понятие «Мода» возникло с середины XIV в западно-европейских странах с появлением все большего количества новых одежд различной формы и названий. В XVII веке мода начала влиять на узкие круги знати. Но так как их составляли меньшинство, то основная масса населения не возможности и желания подражать.

Мода является отражением того или иного исторического периода. Большое влияние на моду оказывали политические деятели как в России, так и за рубежом. В России набольшее влияние оказал Петр I, который кардинально поменял жизненные устои населения. Помимо европейского костюма, также внес и развлечения, времяпровождение досуга, блюда и др.

В Европе XIX века промышленная революция, технические нововведения, ломка сословных, межнациональных и межрегиональных барьеров, массовизация культурной жизни мода проявляется в обществе на массовом уровне. Именно, начиная с XIX века, мода начинает приобретать свои масштабы и оказывать влияние на жизнь человека. В России значительное влияние моды на жизнь человека начинает появляться в XX веке.

Само понятие «Мода» интерпретируется исследователями по-разному. Слово «мода» ведёт свое происхождение от латинского «modus», которое переводится как «мера, способ, правило». Историк Грицак Е.Н. под модой подразумевает непродолжительное господство определённого типа стандартизированного массового поведения, в основе которого лежит относительно быстрое масштабное изменение внешнего (прежде всего предметного) окружения людей.

С точки зрения экономики моду и индустрию моды рассматривают как определённый сектор экономики, включающий в себя производство и сбыт товаров (в том числе и услуг как товара) .

Психолог и социолог XX века Брудный А. А. дает следующее понятие: в широком смысле, мода – это непродолжительное преобладание определенного типа массового нормативного поведения, в основе которого лежит быстрое и масштабное изменение внешнего окружения людей; периодическая смена предпочтений в сфере бытовой культуры .

Таким образом, мода внедряется в различные аспекты человеческой деятельности и тесно связана с промышленностью и культурой. Сегодня мода во многом формирует мировоззрение человека. Она отражает его потребности, стремление к индивидуальному и групповому самоопределению. То есть мода является и социальным регулятором, демонстрируя, с одной стороны, социальное неравенство в обществе, обозначая различия между социальными группами, с другой стороны, она сглаживает различия между ними.

    1. Компоненты и функции моды в современном обществе

Явление моды в современном обществе связано с процессами потребления, и оно определяет модель потребительского поведения в том или ином обществе.

Российский социолог А.Б. Гофман в структуре моды выделяет два основных компонента: модные стандарты и модные объекты.

Модные стандарты. Под ними понимается разновидность культурных образцов, т.е. некие правила поведения. Они могут проявляться в определенных актах, которые следуют моде, например, посищение спортивного зала. Также могут проявляться в моделях поведения и использование модных объектов: ношение модной одежды, обладание модным авто и т.д.

Модные объекты – это любые объекты, которые оказываются «в моде» . В их число входят одежда, алкогольные напитки, табачные изделия, произведения музыки, живописи, литературы, стиль жизни, виды спорта и т.д.

При этом, если вещь удовлетворяет жизненно важные потребности человека, то она менее подвержена воздействию моды, например кровать, стол, стул и тому подобное.

В конце 60-х гг. XX века американский социолог и социальный психолог Г. Дж. Блумер выделил следующие функции, которые мода выполняет в современном обществе:

1. Функция создания и поддержания единообразия и разнообразия в культурных образцах. То есть благодаря моде один и тот же культурный образец усваивается и принимается различными социальными группами и глобальными обществами.

2. Инновационная функция. Мода увеличивает инновационный потенциал общества, готовность к внедрению и принятию нововведений в соответствующих сферах, мода способствует адаптации общества, групп, индивидов к изменяющимся условиям их существования [ 13].

3. Коммуникативная функция. Заключается эта функция в том, что от одних людей к другим передаются культурные образцы, которые обозначаются модными.

4. Функция социальной дифференциации и нивелирования. Все люди, независимо от класса, слоя, групп, принимают участие в моде, хотя степень активности включения в моду может быть разная.

5. Функция социализации. Мода является средством приобщения человека к социальному и культурному опыту. Через моду усваиваются определённые нормы и ценности.

6. Функция престижа. Мода повышает или понижает престиж тех или иных модных стандартов и модных объектов.

Таким образом, одни функции действуют на уровне целого общества, а другие – на уровне человека.

    1. Взаимосвязь моды и обычая

Для характеристики понятия моды используется одно и то же, заимствованное латинское слово «modus», которое переводится как «мера, способ, правило», но также и из итальянского языка слово «costume», в переводе обозначающее «обычай», «привычка». Таким образом, до возникновения моды социально-культурные функции выполнял и обеспечивал обычай. Поэтому следует рассмотреть взаимосвязь этих двух понятий.

Обычай в традиционных обществах форма социальной регуляции. В динамичных же и открытых (т.е. современных) обществах эту роль играет мода .С точки зрения социологии обычай представляет собой унаследованный способ поведения в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов.

Обычай выполняет ряд функций, которые также тесно связаны с функциями моды, что определять их взаимосвязь. А именно это функции обычая такие как: приобщение индивидов к определённому социальному и культурному опыту, передача социального опыта от поколения к поколению в рамках общества или группы, контроль поведения и поддержка социальной и внутригрупповой сплочённости.

Общим между модой и обычаем является то, что они выступают как механизмы социальной регуляции поведения. Также как и обычаю, так и моде соответствует понятие «общеприянтость», но при этом обычай охватывает всех членов группы, а моде в разные периоды времени следуют только отдельные участники. И мода, и обычай порождает стандартный, стереотипный характер культурных образцов.

В тоже время в моде главное современность, что современно, а что нет распространяет в основном молодёжь, а в обычае распространителями является старшее поколение. Также существует и различие в отношении инноваций: в моде постоянно меняются культурные образцы, обычай сохраняется на протяжении некоторого времени относительно неизменным.

До XIX века, пока не пришла промышленная революция и технические нововведения, в традиционных обществах власть обычая распространялась на все сферы человеческой жизни: обычай в одежде, быту, взаимоотношениях и т.д. Таким образом, обычай существовал в повседневности людей. Но в результате ряда социально-экономических, политических и культурных изменений на смену обычаю в качестве регулятора многих сторон повседневной жизни приходит мода.

Но все же обычаи функционируют в важных сферах общества. К ним можно отнести национальные праздники и семейные, родственные отношения. Также они присутствует и в таких областях как питание, этикет, отчасти в одежде, это связано с особенностями национальной культуры и политики.

Таким образом, при распространении моды во все сферы человеческой жизнедеятельности, обычаи также присутствуют в нашей жизни, выполняя свои социокультурные функции.

Если обычай, тесно связанный с модой, подразумевает собой повторяющееся действие в обществе, то есть привычку, а повседневность и обыденность являются синонимами, то повседневная жизнь человека напрямую связана с модой, они влияют и дополняют друг друга.

Глава 2. Психологический аспект влияния моды

2.1 Психологические механизмы моды. Подражание

Мода проникает во все сферы человеческой деятельности, отражает историю, национальную культуру и процессы, происходящие в обществе. Законодателем моды ранее была власть. После промышленных революций в Европе в XX веке и развитием экономики, развивается масштабное производство, модное поведение превратилось в массовое поведение и приобрело статус социального явления.

Мода имеет ряд механизмов, влияющих на человека и его сознание. Они позволяют принять модные тенденции, новые ценности и потребности.

На человека и его повседневную жизнь влияет закон конформизма, сущность его в тенденции людей изменять свое поведение таким образом, чтобы оно соответствовало поведению и требованию других людей, так как люди испытывают дискомфорт и неуверенность, когда слишком выделяются на фоне других.

Одним из механизмов влияния является подражание. Теория подражания связана с социологом Г. Тардом, человек на ранних этапах своего развития стремится подражать подражания к внешнему миру и окружающим его явлениям. Согласно его взглядам, подражание проявляется в трех формах: подражание другому человеку, подражание современным (модным) или привычным (обычаи) образцам, подражание самому себе (привычка).

Механизм подражания заключается в воспроизведении одним субъектом поведения другого. Один человек стремится носить такую же модель одежды, какую носит и другой. При этом «модное» подражание осуществляется в соответствии с общими законами подражания. Подражание осуществляется от внутреннего к внешнему: идее новой моды подражают раньше, чем модным изделиям. Низшие (по социальной лестнице) подражают высшим (провинция подражает моде центра, дворянство - королевскому двору) и т. д.

В конце XIX начале XX века моду и культурные образцы, культурные стандарты несли высшие классы, элита, которым подражали массы, так распространялась культура элит, становясь массовой. Также подражание модному образцу освобождает человека от мучений выбора.

При этом, как только масса овладевает знаками высокого социального статуса, высшие слои вынуждены менять средства своего положения, и все начинается сначала.

Масса принимает их не потому, что видит в них ценность и полезность, а потому, что подражает им как модному. И поскольку речь идет об усвоении предложенных образцов поведения, то всегда существуют два плана подражания: или какому-то конкретному человеку, или нормам поведения, выработанным группой (группой членства или группой, членом которой индивид не является, но она значима для него) .

Также основой подражания является идентификация, которая заключается в сопоставлении себя со значимыми людьми. При идентификации человек копирует не только внешние формы, но мысли, чувства, действия. Именно при идентификации приобретаются и усваиваются ценности, нормы, идеалы.

Внешняя идентификация имеет прямое отношение к моде и выражается в демонстрации модного поведения, внешности, модных предметов.

Чаще всего значимыми людьми выступают кумиры и идолы. Благодаря средствам массовой коммуникации их популярность достигает больших масштабов, а вместе со «звездой» модными служат и окружающие ее вещи, так как они нередко их рекламируют.

2.2 Демонстративное потребление как механизм влияния моды

Экономист и социолог Веблен Т. в концепции демонстративного потребления, выдвинул потребление как основной мотив демонстрации своего высокого социального положения. Это потребление показное, престижное или статусное, то есть цель такого потребления демонстрация высокого статуса. А средством демонстрации статуса выдвигается высокая цена потребляемых вещей.

Промышленная революция XIX века способствует переселению людей в города, что делает жизнь людей более анонимной. Человек в городе постоянно находится в толпе, его окружают люди, которых он не знает, и которые не знают его и через демонстрацию потребления можно обозначить свой социально-экономический статус. Поэтому человек, который живет в городе, тратит на поддержание своего вида больше, чем тот, что живет в деревне.

При этом основная масса городского населения не имеют больших денежных средств, но хотела бы быть богатой, и показное потребление движет в первую очередь этой массой.

К атрибутам внешнего вида у средних и высших слоев относится не только одежда, но и средства передвижения.

Показное потребление в современном обществе – это норма, которая диктует такое поведение. В такой культуре быть скромным, прислушиваться только к своим естественным потребностям неприлично. Не участвующий в гонке рискует оказаться в изоляции и подвергнуться насмешкам .

Если говорить о современном среднем класс, то демонстрационное потребление, например, одежда, превосходящая по своей стоимости реальные возможности человека, иногда являются средством получения хорошей работы, поскольку создает образ преуспевающего человека с хорошим вкусом. В тоже время служащий, который одевается лучше своего начальника будет иметь негативное отношение.

Психологические механизмы моды таким образом, осуществляют следующие функции:

  1. массовизация человеческой психики, большая часть людей подвержена этим механизмам и следуют ей;
  2. повышение престижа, которое может быть только внешнее;
  3. регуляция эмоциональных состояний, человек, обладающий модной одеждой, предметом или идеей чувствует себя значительно лучше, чем человек, не обладающий такими вещами;
  4. приобщение к новому: следя за модой, человек обогащается новыми знаниями, представлениями и идеями;
  5. самоутверждение личности через стремление к выделению себя, что спорно, следуя моде, личность вместе растворяется в соответствии с законами психологии масс .

Человек знакомится с модой и поддается ее влиянию, которая в большей или меньшей степени становится частью его жизни. При этом в информационном пространстве он ориентируется на известных поп-звёзд, звёзд спорта, киноиндустрии, моделей и т.д.

Глава 3.Влияние моды на повседневную жизнь студентов

3.1 Студенчество как особая социальная группа

Одной из наиболее подверженных влиянию социума считается такая социальная группа как молодежь. Как выяснилось, молодежь является главным распространителем модных тенденций. Такое активное участие в моде объясняется тем, что в молодости происходит освоение социальных ролей, норм и ценностей. При этом важен сам факт следования неким образцам и участие в социальной жизни, мода частью которой и является.

Понятие «Студенчество» обозначает собственно студентов как социальную группу, характеризующуюся определенной численностью, общественным положением, ролью и статусом. Это особую стадия социализации (студенческие годы), которую проходит значительная часть молодежи и которая характеризуется определенными социально-психологическими особенностями .

В основном студенчество занимает промежуточное положение между младшей и старшей возрастными категориями населения.

Окончив школу и вступив в эту социальную группу студенчества, человеком охватывает чувство самостоятельности. Получение аттестата или достижение совершеннолетия является неким показателем достижения. В этом случае уходит понятие ребенок, которого опекают и не дают сделать собственный выбор, проявляется чувство в некоторой степени вседозволенности. Поэтому студенты более чем подвержены влиянию моды.

Студенчество является социальной группой, которая в связи с переменами, происходящими в современном обществе, приспосабливаться к новым тенденциям и ведет постоянный поиск идентичности. А система ценностей, которая регулируется модой, является важным показателем сложившейся личности, в которой связаны между собой влечения, способные, в той или иной мере, влиять на поведение. Адаптация к инновациям происходит в студенческой среде более осознанно, чем у детей и учащихся школ и училищ, и в то же время более открыто, чем у людей зрелого возраста.

К социально-психологическим особенностям студенчества можно отнести активность жизненной позиции студента, ее самостоятельность, открытость к инновациям, экспериментам, умение отвергать неприемлемые для себя ориентиры, стремление к социальному престижу.

Мода оказывает влияние на поведение студенчества в политическом и экономическом отношении, в сфере повседневной жизни, на формирование структуры потребностей и системы ценностей.

Влияние это реализуется при помощи социальных и психологических функций моды, которые в совокупности определяют ее ролевое участие в обществе, а также при помощи каналов ее трансляции.

3.2 Анализ модных тенденций среди студентов ВУЗов

Для проведения анализа модных тенденций было проведен опрос среди студентов ВУЗов. Количество опрашиваемых составляет 100 человек из различных учебных заведений, а именно: Северо-Западный государственный медицинский университет им. Мечникова, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича, Северо-Западный институт печати, Санкт-Петербургский государственный университет Водных Коммуникаций им. адм. С.О. Макарова и Новгородский государственный университет. Такой выбор обусловлен тем, чтобы понять примерную приверженность к моде не только отдельного направления (технического или гуманитарного) или отдельного ВУЗа, так как в каждом университете существуют свои особенности.

Респондентами являлись девушки и юноши от 18 до 24 лет, проживающие в г. Санкт-Петербурге и г. Великом Новгороде.

Вопросы были заданы из различных сфер по некоторым из модных направлений.

По результатам опроса можно сделать следующие выводы. Модным тенденциям следует большая часть респондентов (85%), тем самым определяется значимость моды в жизни человека.

Основными каналами передачи модных тенденций являются Интернет (37%) и окружение – друзья или знакомые (30%). При этом можно предположить, что тоже самое окружение получает информацию из представленных средств массовой коммуникации: телевиденье, радио, журналы, Интернет.

Приобретение модной одежды у респондентов связано со стремлением подчеркнуть свою индивидуальность (56%), но зная особенность моды и ее психологические механизмы, человек может и отрицает влияние подражания и демонстрационной потребности, тем самым пытаясь показать свою неповторимость, которая имеет противоречие. А количество респондентов, которые выбрали данный ответ, только подтверждают мнение вовлеченности в массовую культуру.

Продукты питания, которые когда-либо рекламировали, пробовали все респонденты. Тем самым можно сделать утверждение, что все-таки модным тенденциям не смотря на отрицание некоторых респондентов, им все-таки следуют все, а средства массовой информации являются надежным источником трансляции моды.

Технические устройства, особенно средства коммуникации, также являются объектами моды, реклама в этом случае оказывает главную роль. Всем известную модель apple желают приобрести подавляющее число респондентов (66%).

Также заметно влияние такой тенденции, широко-распространенной в социальной сети «ВКонтакте», как наличие татуировки. У 44% респондентов они имеются.

Особое внимание следует уделить и диктованию моды на идеалы во внешности человека, телевиденье, журналы и интернет пропагандируют стандарты красивой внешности. 85% опрошенных хотели бы изменить свою внешность. При этом также заметна и влияние такой диктовки: существует огромное множество сайтов и сообществ посвященные диетам и спортивным направлениям. С одной стороны всегда существовали стандарты красоты, но в современном обществе, наибольшее значение таким стандартам уделяют подростки и молодежь, иногда не зная границ в своем совершенствовании.

Таким образом, можно сделать вывод, что мода действительно формирует определенное сознание людей, приобщая их к нормам, новинкам и определенным ценностям. Психологические механизмы влияния моды также прослеживаются в выборе ответа респондентов, а средства массовой информации подтверждают свою роль в способе влияния моды на повседневную жизнь человека.

Заключение

Таким образом, проведя данную работу можно сделать вывод, что мода является социокультурным явлением, которое отражает определенный исторический этап и которое выполняет ряд функций, способствующих адаптации человека в современном обществе, развитию инновационного процесса и коммуникации между людьми. Также мода присутствует в самых различных сферах человеческой деятельности и культуры и может рассматриваться с точки зрения социологии, психологии, экономики и др.

Также взаимосвязь моды и обычая имеет больше влияние моды на повседневную жизнь человека, так как обычай и мода составляют жизнь человека, выполняя схожие функции, при этом имея различия, не могут считаться полными синонимами.

Влияние моды на повседневную жизнь человека определяется психологическими механизмами, наиболее важными из которых, является подражание, демонстрационное потребление, конформизм и идентификация.

Студенчество как особая социальная группа со своими психологическими особенностями, наиболее подвержена влиянию моды, при этом, она является одним из главных распространителей моды.

При анализе модных тенденций среди студентов ВУЗов, прослеживается большое влияние на повседневную жизнь моды, которая формирует ценности, потребности, стандарты и идеалы, способы самовыражения. Также из анализа следует выделить средства массовой информации, которые являются главным проводником моды.

Список используемой литературы:

  1. Аброзе Е.А. Мода в динамике культурных процессов Европы / Е.А. Аброзе. – СПб.: Нестор, 2005. – 130с.
  2. Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. - Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С.Н. Зенкина. – М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. – 512 с.
  3. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения / А. Б. Гофман. – М.: КД Университет, 2010. – 228 с.
  4. Грицак Е.Н. Популярная история моды / Е. Н. Грицак. – М.: АСТ Москва, 2009 – 243с.
  5. Ильин В. И. Поведение потребителей / В. И. Ильин. – Спб.: Питер, 2000. – 224 с.
  6. Карпушина Л. В. Психология ценностей российской молодежи / Л. В. Карпушина. – Самара: Содружество, 2009. – 252с.
  7. Килошенко М. И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. / М. И, Килошенко. – СПб.: СПГУТ, 2001. – 192 с.
  8. Луков М. В. Культура повседневности // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2008. №4
  9. Ольшанский Д.В. Психология масс / Д. В. Ольшанский. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.
  10. Брудный А.А. Понятие моды [Электронный ресурс] Инсай – вертикальное развитие http://www.insai.ru/slovar/ moda Дата обращения: 20.02.2013
  11. Гончарова В. А. Мода в культуре XX века как отражение образа жизни человека [Электронный ресурс] Студенческий научный форум http://www.scienceforum.ru/ 2013/8/5484 Дата обращения: 18.02.2013
  12. Лазарева И. Социологические подходы к изучению моды [Электронный ресурс] sociologist’s warehouse http://sociologist.nm.ru/ articles/Lazareva_01.htm Дата обращения: 22.02.2013
  13. Мажарова Т. Мода как массовое социально-психологическое явление [Электронный ресурс] sociologist’s warehouse http://sociologist.nm.ru/ study/seminar_49a.htm Дата обращения: 18.02.2013
  14. Поплёвина В.А. Социально-политические предпосылки функционирования клубных объединений любителей моды [Электронный ресурс] Методические основы воспитательного процесса http://www.rusnauka.com/26_WP_ 2012/Pedagogica/3_115833.doc. htm Дата обращения: 20.02.2013
  15. Разуваев А. Социальные сети – это не мода, а оружие в бизнесе [Электронный ресурс] Finam.info проект холдинга «Финам» http://finam.info/news/ sotsialnie-seti--eto-ne-moda-- a-orugie-v-biznese/ Дата обращения: 22.02.2013
  16. Сергеев Р.В. Молодежь и студенчество как социальные группы и объект социологического анализа [Электронный ресурс] Центр молодёжных исследований НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург http://youth.hse.spb.ru/sites/ default/files/sergeev_ molodezh_i_studenchestvo_kak_ socialnye_gruppy_i_obekt_ sociologicheskogo_analiza.pdf Дата обращения: 20.02.2013
  17. Модельный бизнес [Электронный ресурс] Модельное агентство «elit-models». http://elit-models.ru/publ/ moda_i_modelnaja_odezhda/1-1- 0-8 Дата обращения: 19.02.2013
  18. Реклама – двигатель моды. [Электронный ресурс] Информационный портал infok.ru http://www.infok.ru/reklama_ dvigatel_mody Дата обращения: 19.02.2013
  19. Время, мода, повседневность. [Электронный ресурс] Время и мода http://fashionstime.ru/?p=642 Дата обращения: 18.02.2013
  20. Мода в политике Look At Me. [Электронный ресурс] Новости моды, музыки, искусства. http://www.lookatme.ru/flow/ posts/fashion-radar/49510- moda-v-politike Дата обращения: 18.02.2013
и т.д.................

Понятие телесности в социогуманитарном знании. Мода как способ установления параметров тела и его презентация. Выразительные возможности тела в рамках европейского fashion-пространства. Возвращение корсета: от haute couture до субкультурного элемента.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Анализ направлений трансформации человеческого тела. Социокультурный смысл "техник тела". Выявление уровней функционирования "культурного" тела человека, различающихся по степени сакрализованности телесных действий и степени семантической наполненности.

    статья , добавлен 10.09.2013

    Появление прототипа корсета в Древней Греции. Использование женского и мужского корсета в период Раннего Средневековья. Изменение моды в конце ХVIII века. Тюрнюр в женской одежде. Борьба за реформу женского платья. Появление современных корсетных изделий.

    презентация , добавлен 03.06.2013

    Общие представления о телесности. Тело как семиотический ресурс, мультисенсорность. Мода: от классовой дифференциации к коллективному отбору. Альтернатива Блумера. Социальная власть моды, проблематизации ее составляющей. Фотография и новая материальность.

    контрольная работа , добавлен 08.01.2017

    Сущность и специфика понятия моды. Мода как предмет культурологического исследования и как способ символизации социальных изменений. Ритуальные формы обращения людей друг к другу. Мода в истории культуры. Понятие стиля в архитектуре и в искусстве.

    дипломная работа , добавлен 05.03.2009

    Отражение моды в истории, ее социальные функции и воздействие на жизнь общества. Описание механизма моды, ее психологическое влияние на человека. Влияние возраста на модные предпочтения. Особенности развития внутренней Fashion индустрии в России.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2017

    Мода как явление культуры, ее несовместимость со статичным, закрытым обществом и обычаями. Традиции и инновации в моде, ее тенденции в современном социокультурном пространстве. Творчество великих модельеров ХХ века. Ведущие стилевые направления моды.

    дипломная работа , добавлен 29.06.2009

    Влияние изменения личности и физических особенностей на моду. Влияние социальной среды на человека. Архитектонические принципы среды, фигуры, модули, их влияние на моду. Цвет в костюме будущего. Влияние процессов глобализации на fashion-индустрию.

    25.04.2015

    Какие представления о женской телесности господствовали в моде XIX века? Какие неудобства для женщин вызывал кринолин? Почему тугая шнуровка корсета была признаком женской нравственности? На эти и другие вопросы отвечает доктор филологических наук Ольга Вайнштейн .

    В 1856 году в Америке был зарегистрирован патент на достаточно необычное изобретение. Это изобретение состояло в системе металлических обручей, которые были скреплены между собой и служили каркасом для пышной дамской юбки. Это изобретение получило название «кринолин». Конечно, варианты кринолина существовали и раньше, но принцип кринолина XIX века состоял в том, что это была система именно из металлических обручей. Раньше кринолины назывались или «панье», или в России «фижмы», и каркасом служили ивовые прутья. Само слово «кринолин» образовано от двух слов: crinis («конский волос») и linum («лён»). Но технологичный XIX век предпочел в качестве каркаса использовать металл.

    Почему кринолин вошел в моду в середине XIX века? Об этом интересно подумать, поскольку здесь мы имеем дело не просто с прихотливым сбоем или парадоксом в истории моды. Как такая неудобная конструкция могла быть долгое время популярной? Дело в том, что в культуре середины XIX века моду диктовали особые представления о телесности. Женская телесность считалась предметом особых забот. Женщина — существо уязвимое, слабое, настолько слабое, что ее позвоночник не может самостоятельно поддерживать спину и нуждается в поддержке. Этой поддержкой являлся корсет, который всегда выступал в паре с кринолином. И вся нижняя половина женского туловища оказывалась закованной в своеобразную металлическую клетку. То есть слабая, уязвимая женщина выступала на публике в каркасном костюме, который функционировал как некоторая броня.

    После того как кринолин был изобретен, его ввел в моду англичанин Чарлз Ворт, который работал во Франции и был модельером императора Наполеона III и императрицы Евгении. Именно во Франции при дворе возникла мода на широкий кринолин, и императрица Евгения появлялась в творениях Чарлза Ворта. В Англии и Германии эта мода распространялась, соответственно, уже как парижская мода.

    Как носился этот странный костюм? Для начала женское тело утягивалось в корсет, и, чтобы надеть корсет, нужно было совершить выдох. Далее корсет тщательно зашнуровывался, и создавался силуэт «талия-рюмочка» и открытые плечи. Причем в то время считалось, что красивые плечи должны быть покатыми, и в качестве комплимента их сравнивали с бутылкой из-под шампанского. С другой стороны, если мы подумаем о физиологии, то, конечно, туго затянутый корсет не позволял женщине нормально дышать. И если мы представим себе ситуацию, что на балу красавица, затянутая в корсет, вдруг как-то волновалась или, скажем, увидев интересующего ее мужчину, хотела сделать вздох, то она не могла сделать этот вздох, и естественным следствием было то, что она падала в обморок.

    Именно костюм, такая деталь костюма, как корсет, поддерживала легенду о женской слабости, эмоциональности и телесной уязвимости .

    После того как женщина надевала корсет и блузку, сверху горничные (есть картинки, где специальными палками поддерживается эта металлическая конструкция) опускали на нее кринолин. Затем на кринолин натягивалась юбка. Предварительно под него поддевалось несколько слоев. Эти слои состояли из трех-четырех, может быть, даже пяти нижних юбок, причем эти нижние юбки были накрахмалены и создавали некоторое шуршание, звуковой аккомпанемент походке. Под нижними юбками женщины в то время не носили панталоны в нашем современном понимании, они носили так называемые drawers , то есть несшитые панталоны — их можно себе представить в виде узких несшитых полосок материи, которые располагались по бедрам. Получалось, что такая многослойно закрытая со всех сторон, забронированная в эту металлическую клетку женщина на самом деле была парадоксальным образом открыта внутри, что создавало, конечно, уязвимость как для потенциальной простуды, так и для насилия.

    Кроме того, кринолины были чрезвычайно неудобны для носки в быту, потому что они были очень широкими, и в то время часто возникала проблема, когда женщина просто не могла пройти в дверь из-за широкого кринолина, или сесть в карету, или даже удобно устроиться на стуле. Чтобы решить эту проблему, Ворт придумал технологическую новинку — небольшую пружину, с помощью которой можно было регулировать диаметр кринолина. Женщина сама могла приводить в действие эту пружину, нажимая на незаметный рычаг, который располагался на уровне бедра, и таким образом кринолин мог становиться то шире, то у́же в зависимости от ситуации и житейской необходимости.

    Считалось, что женщина, которая носит кринолин и туго зашнурованный корсет, обладает строгой моралью. Даже существовала поговорка в Англии: Loose dress — loose morals, то есть «Распущенное платье — распущенная мораль». Здесь это совпадает с семантикой русского слова «распущенность», то есть тугая шнуровка корсета являлась показателем, символом женской нравственности.

    Парадокс состоит в том, что при этом — историки культуры провели немало исследований на эту тему — мужья этих добродетельных викторианских женщин нередко прибегали к услугам проституток. И в викторианской литературе есть очень много фрагментов, цитат, из которых следует, что самой неприличной частью женского тела как раз было то, что скрывалось под кринолином, то есть ноги и особенно лодыжки. Упаси бог ненароком увидеть лодыжки красавицы — это было поводом для общественного скандала. Чтобы не возбуждать непристойных мыслей, во время концертов даже драпировали ножки пианино, чтобы у слушателей не возникало неприличных ассоциаций: ножки пианино — женские ножки, а там уже бог знает, о чем можно было подумать.

    В правила культурной игры в обществе в то время входила имитация некоторой невинности, неосведомленности относительно физиологии женщины. Мужчины никогда не присутствовали при родах, считалось, что они не подозревают, что такое месячные — это абсолютно было недопустимо даже упоминать в светском обществе. Тот факт, что Чарлз Ворт впервые был допущен во внутренние покои императрицы Евгении, уже сам по себе был огромной новацией, потому что до этого женщин обслуживали только модистки.

    Считалось, что мужчины, даже взрослые мужчины, пребывают в полном неведении относительно структуры женского организма. В эпоху викторианства рассказывали историю о критике-искусствоведе Джоне Рёскине, который упал в обморок в брачную ночь, когда увидел лобковые волосы на теле своей невесты. Видимо, до этого почтенный искусствовед считал, что женское тело подобно античной статуе.

    Плоть, как мы видим, представлялась чем-то непознаваемым, страшным, опасным, и именно поэтому корсет и кринолин выполняли функцию некоторой защиты, обороны, сокрытия женского тела.

    Это тело нуждалось в многослойных покровах, оно должно было быть спрятано именно потому, что было непознаваемо и потому опасно.

    Изобретались специальные эвфемизмы для обозначения этих опасных частей тела. Скажем, ноги неприлично было назвать legs , нужно было сказать limbs («конечности»). И даже этими конечностями женщина, в сущности, не могла нормально распорядиться, то есть ходить, потому что конструкция кринолина предполагала тесемочки, которыми были связаны колени красавицы, чтобы она не слишком широко шагала. Отсюда эта знаменитая семенящая походка, такое плавное скольжение дамы в кринолине.

    Эта ситуация изменилась только в последние десятилетия XIX века, когда кринолин постепенно выходит из моды. Сначала его замещает турнюр, то есть конструкция дамской юбки с таким горбиком, подкладкой сзади. Но настоящий удар по кринолину и представлениям об опасной и непознаваемой женской телесности наносит, как это ни парадоксально, спорт. Когда в моду входит велосипед, дамы садятся на велосипед, начинается реформа женского платья, и тогда в моде появляется такой предмет костюма, как раздвоенная юбка. Именно она дает женщинам свободу движений, позволяет нормально шевелить ногами и заслуженно считается символом женской эмансипации.

    Как влияет на нашу жизнь мода? Трудно однозначно ответить на этот вопрос, но понятно точно, что дизайн и мода стремяться охватить все аспекты окружающей человека среды. Для того, чтобы понять какое-то явление в настоящем, необходимо проследить его историю. Чувство прекрасного свойственно человечеству испокон веков. Едва человек осознал себя человеком, он начал украшать свое тело и одежду, орудия труда и окружающее его пространство (пещеру, хижину, дом и очаг). Сегодня трудно сказать, чем руководствовался древний человек при оценке "красиво-некрасиво". Понятие красоты у него, наверное, вначале было неразрывно от понятия "полезно". И хотя впоследствии человек окружил себя поистине красивыми, но зачастую бесполезными вещицами, суть сочетания "красиво-полезно" потаённо осталась и по-прежнему отражает некую гармонию вещей и явлений с учетом достижений человеческого разума. Но почему мы так хотим окружить себя именно красивыми дорогими вещами, создать неповторимый интерьер своего дома, носить дизайнерскую одежду, выпущенную в одном экземпляре? Наверное, нам важно чувствовать себя комфортно во всем, что нас окружает, в тоже время быть не похожими друг на друга, иметь свой собственный стиль. Мы уверенны, что от правильно выбранного дизайна, например квартиры, жизнь станет более стильной, современной и счастливой. Выходит, что мы сами хотим оказаться под влиянием современного дизайна окружающего нас мира. Мода возникает как определенный тип поведения и стиля жизни человека, хотя следование ей начинается с восприятия и подражания вещам, предметам, манерам, речи, так называемым модным "знакам". Часто мода выступает в роли регулятора человеческого общения, входит в массовою привычку и охраняется силой общественного мнения. В детстве нас родители учат, чтобы мы не делали как все, чтобы были самостоятельными. Но совершенно другая манера поведения нам свойственна, когда мы взрослеем: мы либо находим себе идеал и подражаем ему во всем, либо следуем массовым тенденциям поведения, боясь пойти против общества, боясь быть изгнанными. Интересное явление. Так как каждый человек в разной степени пытается следовать постоянно меняющимся тенденциям моды и дизайна, мода с течением небольшого периода времени оказывает влияние на самого человека, причем не только на внешность, но и на мышление. К примеру, с появлением показов модной одежды образуются новые эталоны красоты. Динайнеры-модельеры конца 80-х начала 90-годов предпочитают высоких стройных девушек с большими, широко поставленными, желательно светлыми, миндалевидной формы глазами, с большими чувственными губами, либо маленькими и пухлыми, с длинными прямыми волосами, с параметрами 90-60-90 (меньше можно, больше нежелательно). Вкусы мужчин соответственно меняются. Женщины в свою очередь стремятся соответствовать стандартам. Таким образом, средний вес молодой девушки за последние 25 лет уменьшился на 10-15 кг., не говоря уже о других частях тела, которые стало возможно изменить при помощи оказываемых услуг салонов красоты и по средствам пластической хирургии. Выходит, что дизайнеры могут влиять своей деятельностью на человека. Какой они нам образ нарисуют, так мы и будем выглядеть? Ну не сразу, конечно, пока наше сознание привыкнет и перестроится… По-моему, дизайн и мода - такое же влияние на толпу как и религия… Восприимчивость к моде и характер следования ей во многом зависят от самого человека, от его самостоятельности, уровня сознания, культуры, нравственного и эстетического развития.

    На все общество мода распространяется только там и тогда, где и когда существует возможность подражания одних социальных групп (или классов) другим путем заимствования определенных культурных образцов. В традиционном и сословном обществе обычай и право более жестко и четко, чем мода, закрепляют определенные культурные образцы за теми или иными социальными группами. Например, в средние века в Европе представителям низших сословий было запрещено носить одежду ярких цветов, тогда как знать могла носить яркие цветные ткани. Использование определенных материалов, видов отделок, форм регламентировалось указами королей. Например, французский король Карл VIII в 1480 г. запретил всем, кроме высшего дворянства, носить одежду из золотой и серебряной парчи, шелка, украшать платье драгоценными камнями, регламентировал длину носков обуви в соответствии с социальным статусом и титулом. Впервые указал на особенные черты общества, в котором появляется и действует массовая мода, немецкий социолог Г.Зиммель в конце XIX в. Он выделил следующие признаки:

    1. В обществе должны существовать различия между социальными слоями по престижу (поэтому в первобытном обществе не было моды).

    2. Представители низших слоев стремятся занять более высокое положение в обществе и имеют для этого возможности (т.е. не существует жестких социальных перегородок). Этим признакам соответствует капиталистическое общество. Мода действует в социальных системах, для которых характерны следующие черты:

    1) динамичность;

    2) социальная дифференциация и мобильность;

    3) открытость (развитые каналы коммуникации);

    4) избыточность (развита система тиражирования материальных и культурных благ, существует множество конкурирующих модных образцов).

    Мода представляет собой процесс, постепенно развивающийся внутри старых социальных форм. Появление моды в XII--XIII вв. в городах Западной Европы было связано с развитием городской культуры, с потребностью в новых формах коммуникации, более поверхностных и непродолжительных. Местом подобных контактов стали городские площади и улицы, где встречались паломники, посетившие святые места, купцы и странники, побывавшие в дальних странах, рыцари, возвращавшиеся из крестовых походов. Именно в городах появлялись новые культурные образцы и идеи, развивалось производство, сначала в виде городского цехового ремесла, ориентированного на изготовление изделий на продажу, затем в виде мануфактуры. Но местом рождения моды были прежде всего двор короля и дворцы придворной знати.

    Социально значимое значение мода приобретает в XIX в. в результате буржуазных революций (прежде всего Великой французской революции) и промышленного переворота, когда сформировалось общество "равных возможностей", в котором были отменены прежние границы и запреты и стало развиваться массовое производство, позволяющее удовлетворять потребности в разнообразных и дешевых товарах для массового потребителя, возникли новые каналы коммуникации и средства связи: почта, телеграф, железные дороги, газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет. Современная мода остается детищем городских мегаполисов.

    Г. Зиммель выдвинул "элитарную концепцию" моды, объясняя причины возникновения и механизмы функционирования моды исходя из особенностей психологии и поведения различных социальных групп -- эта концепция получила название "концепция эффекта просачивания". Согласно этой концепции, низшие слои стремятся подражать элите, демонстрируя иллюзорную общность с высшими классами, копируя их модные образцы. Таким образом, модные стандарты и образцы постепенно "просачиваются" сверху вниз, достигая низших слоев общества, распространяясь в обществе в целом -- так возникает массовая мода. Социальная элита принимает новые образцы в качестве модных с целью обозначить вновь и сохранить свой статус и отличие от остальной массы. Массы вновь стараются овладеть модными стандартами и образцами высших слоев, стремясь к более высокому социальному статусу. И так бесконечно.

    Однако в XX в. элитарная теория моды подверглась критике (в частности, американским социологом Г.-Дж. Блумером) за преувеличение роли элиты в процессе функционирования моды. Мода связана с массовым выбором и массовым поведением. В современном обществе ведущую роль играет средний класс, который и является законодателем моды вследствие своего промежуточного относительно неустойчивого положения в обществе: с одной стороны, стремясь повысить свой социальный статус, он подражает элите, с другой стороны, подчеркивает свое отличие от низших социальных слоев. В XX в. многие новые "моды" возникли в низших слоях общества -- джаз, джинсовая мода и т.п. Известный дизайнер одежды К. Лагерфельд сказал в 1980-х гг.: "Кто пренебрегает улицей -- глупец. Именно улица определяет моду последних двадцати лет".

    Неустойчивое социальное положение явилось причиной столь активного участия в моде женщин в связи с эмансипацией в XIX--XX вв. и молодежи во второй половине XX в.

    Мода является социальным регулятором, демонстрируя, с одной стороны, социальное неравенство в обществе, обозначая различия между социальнымигруппами (различные социальные группы имеют разные возможности и стимулы для участия в модном поведении, модные образцы имеют различную стоимость и т.д.), с другой стороны, мода сглаживает различия между социальными группами, являясь фактором демократизации современного общества.

    Мода -- не только средство демонстрации социального статуса, но и средство общения между людьми, форма массовой коммуникации. Мода может функционировать как межгрупповая коммуникация и как внутригрупповая коммуникация. Мода связана с основными социально-психологическими механизмами общения: внушением, заражением, убеждением, подражанием. Еще в XIX в. появились трактовки моды как подражания (Г. Спенсер: "Мода по своей сути является подражанием"). Решающую роль в истории моды сыграли два стимула: уважение и соревнование, которые проявлялись в подражании из уважения и в подражании из соперничества. Подражание из уважения (подражание из-за почтительности) преобладало при абсолютизме, когда вкусы короля становились безусловными модными стандартами. Короли и их приближенные были законодателями моды -- ярким тому примером был "Король -- Солнце" -- король Франции Людовик XIV. В буржуазном обществе эта роль переходит ко всем, кто на виду: в XIX в. подражали актерам (Тальма, М.Таль-они, С.Бернар), поэтам (лорду Дж.Байрону), политическим деятелям (С.Боливару, Дж. Гарибальди), в XX в. -- кинозвездам, популярным поп- и рок-музыкантам, политикам, топ-моделям.

    На ряду с подражанием существует и противодействие отдельных лиц или социальных групп друг другу с помощью моды, например, английской аристократии и буржуазии (особенно членов религиозных сект) накануне и во время буржуазной революции в XVII в.

    В основе подражания лежит имитационный рефлекс. Более глубоким и широким явлением стало взаимное уподобление, которое называется социальной идентификацией и имеет прямое отношение к модному поведению. Идентификация -- внутренний социально-психологический механизм общения, создающий основы для сознательного уподобления и одновременно сознательного обособления. Посредством моды проявляется уподобление человека членам своей группы и одновременно противопоставление членам других групп. Явление, заключающееся в идентификации с группой и оппозиции к общепринятой моде, получило название антимоды. Как правило, протест против официальной моды является внешним проявлением неприятия господствующих в обществе ценностей. Такое поведение характерно для социальных групп, недовольных социальным устройством и своим положением в обществе. Так, во время Великой французской революции антимодой являлась манера одеваться санкюлотов. Во второй половине XX в. негативное отношение к общепринятой моде стало присуще молодому поколению. После второй мировой войны протест молодых людей принял самые разнообразные формы, проявляющиеся в молодежных субкультурах: в 1940-е гг. -- зути в США и зазу во Франции; в 1950-е гг. -- битники и байкеры в США, тедди-бойз в Великобритании, стиляги в СССР; в 1960-е гг. в странах Запада -- рокеры, "моды" (модернисты), хиппи; в 1970-е гг. -- хиппи, бритоголовые и панки; в 1980-е гг. -- панки, "новые романтики", рэпперы, "зеленые"; в начале 1990-х гг. -- "гранж". Антимода часто превращается в массовую моду или по меньшей мере оказывает влияние на официальную моду. Так, в массовую моду превратились джинсы, которые в 1950--1960-е гг. были одеждой молодых людей, протестующих против господствующих порядков, -- битников, хиппи, "левых" студентов. Именно альтернативные субкультуры содержат огромный инновационный потенциал, который осваивает современная мода. Например, у хиппи были заимствованы тенденция к индивидуализации облика человека в противовес обезличивающему характеру буржуазной униформы и единообразию официальной моды, а также интерес к использованию элементов культуры других народов и старых вещей, несущих на себе печать времени, эклектизм, с помощью которого каждый стремился выразить свое "я". У субкультуры панков были заимствованы кроме ярких цветов, агрессивных аксессуаров и т.п. еще и тенденция к эпатажу и пародированию традиции.

    Следование моде выявляет отношение человека к обществу, к окружающему миру, к самому себе. С одной стороны, личность хочет сохранить свою индивидуальность, с другой стороны, стремится идентифицировать себя с другими членами общества. Скрытое желание подчиниться моде борется со стремлением быть независимым от нее, не подражать другим, а отличаться от них. Мода исключает подлинный выбор, предлагая человеку готовые варианты, стандартные образцы поведения, которым можно бездумно следовать, и вместе с тем поддерживает иллюзию развития индивидуальности. В этом как раз проявляется защитная, компенсаторная функция моды. Американский социолог Дж. К. Гэлбрейт указал на то, что обладание модными стандартами и образцами связано с определенной психической реакцией. Эти блага вызывают у потребителя чувство личного успеха, равенства с соседями, освобождают его от необходимости думать, вызывают сексуальные потребности, обещают ему престиж в обществе, улучшают его физическое самочувствие, содействуют пищеварению, сообщают внешнему облику привлекательность в соответствии с общепринятыми стандартами, удовлетворяют психические запросы. В противном случае индивид чувствует себя ущемленным, вне нормы.

    Принадлежность человека к той или иной социальной или возрастной группе определяет возможность выбора его отношения к моде. Модное подражание приобщает личность к системе групповых ценностей. Следование моде тесно связано с конформизмом, который является частным случаем социальной идентификации. Конформизм предполагает некий конфликт между личностью и группой, расхождение их взглядов, желаний, интересов. При этом личность вынуждена приспосабливаться к ценностям группы, либо отказываясь от собственных убеждений, либо маскируясь под стандарты, принятые группой. Мода смягчает конфликт между необходимостью подчиниться конформизму и необходимостью индивидуального вьщеления, обеспечивая одновременно и то, и другое. Следование моде может быть формальным или активным. В случае формального следования моде ее предписания выполняются лишь в том случае, когда они не противоречат личным убеждениям человека.

    Последователи моды проявляют разную степень активности, что дает возможность классифицировать их по признаку модной ориентации (об этом подробнее см. в п. 8.5.3.). Наиболее активное участие в распространении моды принимают лидеры моды. Лидеры моды не создают ее. Они не появляются до тех пор, пока новая мода не создана. Как правило, создателями конкретной моды являются не ее лидеры. Лидеры -- первые распространители модных стандартов и образцов. Выделяют официальных лидеров моды (лидеры интернационального или национального масштаба распространяют модные образцы через средства массовой информации) и неофициальных (лидеры в своей группе). Ранее лидерами моды были короли, их фавориты и фаворитки и придворные. В XIX в. эту роль стали играть актеры и публика в театре, в XX в. -- деятели массовой культуры, поэтому их имена и образы использовали в рекламе разнообразных модных товаров (актрисы рекламировали мыло, певцы -- шампуни, знаменитые спортсмены -- туалетную воду и т.п.). В основе моды лежат именно массовые стандартизированные образцы, так как мода является формой массового поведения.

    Моду исследовали и как психологический феномен, изучая причины ее возникновения и изменения с точки зрения индивидуальной психологии. Мода удовлетворяет важные потребности человека в качестве механизма, разрешающего конфликт между социальным конформизмом и индивидуальной свободой. Г. Зим-мель дал такое определение: "Мода представляет собой некоторую особенную форму из числа тех, путем которых жизнь пытается осуществить компромисс между тенденцией к социальному уравнению и склонностью личности к проявлению своей индивидуальности". Другие исследователи моды делали акцент на психологической функции моды, которая является способом эмоциональной разрядки, удовлетворяет потребность человека в новых ощущениях: "Смысл существования моды -- нарушение постепенности развития ряда массовых явлений, периодическое радикальное изменение (один раз в шесть-восемь лет) -- это встряска, с помощью которой человек освежает свои ощущения" (Л. Петров). Психологический подход к моде позволяет выявить психологические причины изменения моды: 1) причина сменяемости модного поведения -- в психологическом законе "угасания ориентировки": многократное воздействие приводит к тому, что ориентировочный рефлекс слабеет, гаснет, воспринимаемый образ теряет свое значение (модный объект теряет постепенно ценность современности); 2) новый раздражитель только тогда дает эффект, когда он превосходит "норму адаптации" к прошлым раздражителям. Новый образец может стать модным только тогда, когда прежний образец утратит модные значения. Поэтому важно предложить новое в нужный момент, когда для восприятия нового созреют условия. В истории моды было множество примеров неудачных попыток преждевременно внедрить новую моду. Например, в 1922 г. во Франции провалилась кампания по пропаганде длинных юбок, а в 1969--1972 гг. -- попытка ввести в моду длину макси. Великие модельеры обладали чутьем, позволяющим им угадывать тот момент, когда потребитель уже "созрел" для восприятия новых форм. Французская писательница М.Дюрас так, например, написала об известном кутюрье И. Сен-Лоран: "Он из года в год предлагает женщинам не просто то, чего они ожидают, а то, чего они ожидают, не осознавая этого".

    Свою трактовку моды как психологического явления предложили психоаналитики (З.Фрейд, Э.Фромм, Дж.Флюгель и др.), которые связывали ее возникновение с бессознательными процессами. 3. Фрейд дал такое толкование происхождения моды: "Новая мода возникает из призывов к свободе, красоте и значимости". Психоаналитики трактовали следование моде как способ преодоления чувства неполноценности человека, возникающего в результате неудовлетворенности своим социальным положением. Приверженность моде компенсирует отсутствие престижа: "Изменение в одежде дает иллюзию изменения личности, домохозяйка в фартуке чувствует себя как служанка, в вечернем платье -- она уже чувствует себя леди" (П.Нистром).

    Подобный подход к изучению моды привел и к ее эротической интерпретации, которая трактовалась как выражение сексуальных потребностей. Дж. Флю-гель предложил теорию "движения эрогенных зон", которая объясняет изменения европейского костюма (прежде всего женского) исходя из того, что мода является важным моментом сексуального соревнования.