Реализация программы наш дом южный урал. Анализ парциальной программы "наш дом- южный урал"

Согласно ФГОС ДО, одним из принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей. Выделение данного принципа обусловлено доступностью для освоения ребенком ‐ дошкольником особенностей региональной культуры. Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.

Реализация системы образования невозможна без знаний истории, традиций и культуры своего родного края. Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста (О.А. Князева, Н.В. Виноградова, М.Д. Маханева), в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа, родной природе. В связи с этим особая роль отводится краеведческой работе с дошкольниками.

В России представлено восемь федеральных округов, каждый из которых является специфическим многонациональным и поликультурным образованием, один из них - Уральский федеральный округ. Мы живем в богатейшем крае на Южном Урале.

Реализация программы «Наш дом - Южный Урал» под редакцией Е. С. Бабуновой, Градусовой Л. В., Е. Г. Лопатиной, и др. раскрывает содержание, логику, объем работы с детьми дошкольного возраста, направленные на обеспечение воспитания и развития на идеях народной педагогики.

Цель Программы - способствовать обучению и воспитанию детей на идеях педагогики народов Южного Урала.

Задачи Программы:

  1. Способствовать обогащению первичных представлений о природе, культуре, истории народов региона Южного Урала;
  2. формировать эмоционально - положительное отношение к представителям культур Южного Урала
  3. развивать умение творчески и самостоятельно применять поликультурные знания в разных видах детской жизнедеятельности.
  • Перспективный план для 2 младшей группы по программе "Наш дом - Южный Урал"
  • Перспективный план для средней группы по программе "Наш дом - Южный Урал"
  • Перспективный план для старшей группы по программе "Наш дом - Южный Урал"
  • Перспективный план для подготовительной группы по программе "Наш дом - Южный Урал"

МБДОУ "ДС№" г Трехгорный Челябинская область

Дополнительная региональная образовательная программа "Наш дом - Южный Урал"

Семенова Ирина Александровна

воспитатель

Воспитателя ДО подготовительная к школе группа № 5

для детей с общим недоразвитием речи. Срок реализации программы 2016 – 2018 учебный год

«Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей»

Срок реализации программы 2017 – 2018 учебный год

Я работаю в этом направлении 4 года. Начинала работу с детьми 3 лет. Считаю,что программный материал раскрывает познавательные сведения о природе Южного Урала, об истории, жизни, быте народов Южного Урала, специфике игрового и речевого фольклора, своеобразии изобразительного искусства. Как показала практика опыт использования этой программы показал ее педагогическую эффективность в сохранении и развитии у ребенка светлого и доброго взгляда на историю, культуру, в формировании умения жить дружно, принимать и уважать культуру народов Южного Урала.

Дети легко усваивают предложенный им материа.По результатам мониторинга уровень усвоения выше среднего. Из 15 человек 2 ребенка – высокий уровень,8 – выше среднего, 5- средний уровень.

Составитель программы Семенова Ирина Александровна – воспитатель первой квалификационной категории.Стаж педагогической деятельности- 25 лет

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы

1. Пояснительная записка

1.1 Актуальность программы

1.2 Цель и задачи обучения

3. Планируемые результаты

Раздел № 2. Комплекс организационно – педагогических условий

2.1 Календарный учебный график

2.2. Условия реализации программы

2.3. Формы аттестации

2.4. Оценочные материалы

2.5. Методический материал

2.6. Список литературы

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы.
  2. Пояснительная записка.

Закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения и дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей, расширение кругозора, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Представленная рабочая программа для детей подготовительной группы обеспечивает преемственность спримерными основными образовательными программами дошкольного образования.Программный материал раскрывает познавательные сведения о природе Южного Урала, об истории, жизни, быте народов Южного Урала, специфике игрового и речевого фольклора, своеобразии изобразительного искусства.

1.2. Актуальность программы.

Образовательная программа воспитания и развития детей дошкольного возраста основанная на идеях народной педагогики «Наш дом – Южный Урал» содержательно раскрывает один из путей социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, осуществляемых в процессе приобщения к культуре народов региона Южного Урала.

Я считаю что, использование этой программыпоможет эффективно сохранить и развить у ребенка светлого и доброго взгляда на историю, культуру, людей труда южноуральского региона, в формировании умения жить дружно, принимать и уважать культуру народов Южного Урала.

1.3. Цель программы.

Способствовать обучению и воспитанию детей на идеях педагогики народов Южного Урала. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.

Задачи программы :

- Способствовать обогащению первичных представлений о природе, культуре, истории народов региона Южного Урала.

Формировать эмоционально- положительное отношение к представителям культур Южного Урала.

Развивать умение творчески и самостоятельно применять поликультурные знания в разных видах детской жизнедеятельности.

  • Идеи и средства народной педагогики;
  • Использование культурно – исторических событий;
  • Использование фольклора;
  • Использование декоративно – прикладного искусства;
  • Использование народных игр;
  • Изучение народных традиций в воспитании и развитии детей.

Научно-методическая разработка программы строится на ведущих идеях народной педагогики:

1. Идея космологического устройства мира;

2. Идея воспитания современного человека;

3. Идея воспитания у ребёнка оптимистического мироощущения;

4. Идея традиционного доброжелательного отношения к ребёнку;

5. Идея ценности человека;

6. Идея традиционного почитания родителей, близких, предков, родного дома и детей.

Принципы построения программы:

1. Принцип гуманитарного мышления (стержнем является человек и система его ценностных взаимоотношений с окружающим миром, это определяет отбор содержания, раскрывающего представления ребёнка о народной культуре, о мире семьи и семейных отношениях, о традициях и обычаях).

2. Принцип педоцентризма (определяет знания наиболее актуальные для данного возраста).

3. Культурологический принцип (помогает отобрать знания и средства их преподнесения).

4. Принцип деятельностного подхода к формированию интереса у детей к традиционной народной культуре (помогает отобрать в содержание программы знания и задания для детей, которые активизируют деятельность разного содержания и уровня интереса: комплексно-тематическое изложение материала, действенно-практическая и театрально-игровая деятельность и др.).

5. Принцип создания педагогической среды (обеспечивает предметно –средовое, опосредованное формирование интереса к народной культуре и создание личностно-ориентированного стиля общения с детьми).

Итак, региональная образовательная программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом – Южный Урал» содержательно раскрывает один из путей социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, осуществляемых в процессе приобщения к культуре народов региона Южного Урала.

По форме проведения используются следующие типы занятий:

1. Ознакомление с новым материалом.

2. Комбинированные.

3. Закрепление.

4. Контроль знаний, умений, навыков.

Срок освоения программы определяется содержанием программы и составляет 29 недель. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 25 - 30 минут.

1.5. Планируемые результаты.

· эмоционально откликается на красоту природы Южного Урала;

· занимается художественными видами декоративной деятельности по мотивам уральского искусства;

· в самостоятельной деятельности рисует, лепит, выполняет композицию, выбирая темы и сюжеты, отражающие особенности уральской природы;

· проявляет интерес к народным подвижным играм;

· имеет представления о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире Урала;

· имеет представление о профессиях, связанных со спецификой родного города, области: машиностроителей, металлургов, энергетиков, животноводов;

· имеет представление об основных достопримечательностях города, области, региона;

· называет любимые произведения писателей Южного Урала, называет авторов, эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведении;

· проявляет интерес к особенностям исторического прошлого города, региона.

2.Комплекс организационно-педагогических условий.

Октябрь.

  1. «История жизни человека на Южном Урале»

Задачи: Познакомить детей с историей заселения Южного Урала людьми; о расселении первобытных людей. Формировать представление детей о добыче полезных ископаемых.

  1. «Человек и природа Южного Урала»

Задачи: Способствовать ознакомлению детей с природно-географическими зонами Южного Урала: лесная, горная, лесостепная, степная. Обеспечить знакомство детей с названиями некоторых природных объектов (озер, рек, гор,др.).Способствовать ознакомлению детей с животными, птицами, растениями, обитающими в регионе. Подвести к мысли, что каждый человек должен жить в согласии с природой, беречь, любить ее, не вредить ей.

  1. «Что дает нам край родной»

Задачи: Способствовать обобщению и закреплению знаний детей по народным промыслам Южного Урала.

Ноябрь

  1. «Мастера каменных дел»

Задачи: Обеспечить ознакомление детей с изделиями резчиков по камню, с уральскими промыслами – резьба по камню. Способствовать развитию художественного вкуса. Пробудить чувства гордости за умельцев родного края.

  1. «Златоуст – город мастеров»

Задачи: Обеспечить ознакомление детей со старейшим городом металлургов – Златоустом – родиной булатной стали. Способствовать ознакомлению с понятием «Златоустовская гравюра».

  1. «Мастера чугунного литья»

Задачи: Обеспечить ознакомление детей с городами Урала (Куса, Касли) .Способствовать знакомству с художественным литьем из чугуна.

  1. «Город Трехгорный– частица Челябинской области»

Декабрь

  1. «Человек и его семья»

Задачи: Обеспечить ознакомление детей со смысловым значением слова «семья», состав семьи. Способствовать знакомству с особенностями взаимоотношений между членами семьи; традициями в семье. Пробудить чувства уважения к своим родителям.

  1. «Особенности взаимоотношений в семье»

Задачи: Обеспечить знаниями детей о народных особенностях режима семьи. Способствовать ознакомлению детей со взаимоотношениями супругов в семье: отец (муж) – хозяин дома, кормилец семьи, выполняет самую тяжелую работу, защита, опора всей семьи, заботиться о родителях, братьях и сестрах; мать (жена) – хозяйка дома, приучает детей к домашней работе, «ведет» дом, следит за взаимоотношениями в семье.

  1. «Сила семьи в ее родне»

Задачи: Способствовать формированию представления о родственных связях в семье, об отношении к родне. Традиции и обычаи, связанные с поддержанием родственных, добрососедских отношений. Обеспечить знакомство детей со значением слов «родня», «родственник», «племянник», «племянница», «двоюродный». Способствовать формированию добросердечного, дружелюбного отношения к родственникам

Январь

  1. «Человек и природа»

Задачи: Обеспечить сведениями о семантическом значении слова «природа» - то, что дано при рождении («при родах», «при роде»). «Род», «родня», «природа» - лова, обозначающие условия жизни любого народа.Помочь понять детей, что родственные отношения в семье сравнивались с природными явлениями.Обеспечить ознакомление детей с фольклором народов Южного Урала, отражающим сравнение человека, его характера, отношения в семье,с людьми, с природой.

  1. «Нравственные основы семьи»

Задачи: Способствовать ознакомлению детей с традициями и обычаями, связанные с укреплением семьи, со знанием своей родословной. Обеспечить сведениями об отношениями в семье и к старым людям, больным и сиротам, к малым детям. Отношение семей к людям, попавшим в беду. Поощрение и наказание детей в семьях. Пробудить у детей чувство любви, заботу, милосердие.

Февраль

  1. «Жилище семьи»

Задачи: Обеспечить ознакомление детей с традициями и обычаями, связанными со строительством и переселением в новый дом. Выбор материала для строительства нового дома. Способствовать ознакомлению с названиями и назначением частей народного жилища: окна, стены, двери, особенности планировки.

  1. «Предметы народного домашнего быта»

Задачи: Обеспечить ознакомление детей с слова «утварь». Способствовать знакомству с различными видами утвари в доме.Пробудить чувства бережного отношения к домашней утвари.

Март

1. «Южный Урал – моя Родина»

Задачи: Способствовать расширению представления детей о месторасположении города и области.Обеспечить ознакомление детей с понятиями «область», «карта», «Южный Урал».Способствовать расширению представления о родине не как о городе и крае, а как о регионе.Пробудить чувство гордости за родной край.

2.«Город Трехгорный– частица Челябинской области»

Задачи: Способствовать расширению представления детей о месторасположении города и области. Способствовать активизации, понятия «Область», «карта». Пробудить чувства гордости за родной край. Обеспечить закрепление детей знаний – название города, свой домашний адрес. Способствовать расширению и обогащению знаний детей о родном городе. Обеспечить ознакомление детей с геральдикой города. Пробудить чувства гордости за «малую» Родину.

  1. «Народы, населяющие Южный Урал»

Задачи: Способствовать ознакомлению детей с особенностями народностей, населяющих Южный Урал. Воспитание уважения к народам разных национальностей, доброжелательного отношения друг к другу.

  1. «Традиции и быт народов Южного Урала»

Задачи: познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);с юртой- жилищем башкир.Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;

Апрель

1. «Небылицы»

Задачи: Добиться уточнения представления о жанровых особенностях небылиц.Способствовать развитию умения рассуждать, развивать логичность и доказательность высказываний. Обеспечить развитие умение придумывать небылицы по аналогии с готовыми текстами. Способствовать развитию чувства юмора.

2.«Пестушки, потешки, прибаутки».

Задачи: Систематизировать знания детей о поэзии пестования, ее роли в воспитании детей в семье. Рассматривание книг с потешками, прибаутками, пестушками с иллюстрациями.

3. «Дразнилки»

Задачи:Способствовать ознакомлению детей с дразнилками, их назначением (осмеять отрицательные черты характера), формой (наличие рифмующихся слов) и происхождением. Обеспечить развитие умения правильно оценивать типичные жизненные ситуации. Способствовать развитию умения правильно реагировать на дразнилку, не обижаться, уметь отвечать на дразнилку.

  1. «Колыбельные Южного Урала»

Задачи: Добиться уточнения представления детей о колыбельных, их содержании, форме. Добиться понимания роли колыбельных песен в жизни семьи, во взаимоотношениях родителей, бабушек, дедушек, детей (взаимная любовь, забота) . Способствовать развитию творческих способностей детей (умение сочинять свои колыбельные песни).

  1. «Калейдоскоп русских народных сказок»

Задачи: Способствовать приобщению детей к устному народному творчеству – сказкам. Обеспечить закреплению знаний детей о разнообразии фольклорного жанра. Пробудить эмоционально-положительные эмоции к этому виду народного искусства.

2.Итоговое занятие.

3.Диагностическое занятие.

2.2. Условия реализации программы.

В нашем дошкольном учреждении используется программно- методический комплекс «Наш дом - Южный Урал». Авторами составителями данной программы являются Е. Бабунова, С. Багаутдинова, Л. Галкина, И.Едакова, В.Садырин, В. Турченко и др. Программа издавалась при поддержке губернатора Челябинской области Бориса Александровича Дубровского. Программно-методический комплекс состоит и образовательной программы и двух иллюстративных приложений «Жизнь и труд людей на Южном Урале» и «Природа Южного Урала»; включает в себя описание средств народной педагогики, их воспитательных возможностей и методических рекомендаций по использованию этих средств в образовательных организациях Челябинской области в качестве компонента основной образовательной программы дошкольного образования, формируемого участниками образовательных отношений. Программный материал отражает познавательные сведения об истории, жизни, труде, быте народов Южного Урала, специфики игрового и речевого фольклора, особенностях декоративно-прикладного искусства. Работа данной программы охватывает дошкольников во всех видах детской деятельности, затрагивает все образовательные области: познавательное развитие, социально- коммуникативное, речевое развитие. Основной формой работы с детьми являются занятия по блокам, используются продуктивные технологии, проектно-исследовательские методы и т. д.

2.3 Формы аттестации

Для проверки состояния и результатов процесса обучения, его своевременной корректировки в программе используются различные формы контроля и аттестации:

  • Контрольные вопросы.
  • Диагностические задания.
  • Наблюдение.
  • Беседы, викторины.
  • Устный опрос.
  • Дидактические игры и упражнения.
  • Самостоятельная работа для определения результативности усвоения программы.
  • Домашние задания.

Цель входной диагностики – выявление уровня сформированности речевых знаний, умений и навыков, универсальных учебных действий, воспитанности.

Цель итоговой диагностики – выявление уровня обученности, усвоения при прохождении курса программы и проведение анализа.

Диагностика обученности (знаний, умений и навыков) по данной программе проводится два раза в год:

1 – входная диагностика (октябрь);

Диагностика сформированности универсальных учебных действий и воспитанности по данной программе проводится два раза в год:

1 – входная диагностика (сентябрь);

2 – итоговая диагностика (май).

2.4 Оценочные материалы

Диагностика предметных результатов

Методика диагностики детей ориентированная на показатели освоения содержания регионального компонента по реализации программы «Наш дом – Южный Урал».

Критерии уровня усвоения программы «Наш дом – Южный Урал»:

  1. Имеет представление об основных достопримечательностях города Челябинска, Челябинской области, уральского региона;
  2. Имеет представление о региональных художественных промыслах, различает виды регионального изобразительного искусства;
  3. Имеет представление о профессиях, связанных со спецификой родного города, области: машиностроителей, металлургов, энергетиков, шахтеров, животноводов;
  4. Называет произведения писателей Южного Урала, называет авторов, эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения;
  5. Проявляет интерес к особенностям исторического прошлого города, региона;
  6. Проявляет интерес к достижениям спортсменов города в области спорта;
  7. Проявляет интерес к народным подвижным играм.

Результаты диагностики заносятся в таблицу и оцениваются.

Материал освоен полностью – 21 б. (3 балла за ответ), частично не усвоен материал – 14 – 21 б. (2 балла за ответ), не усвоен материал – 7 - 14 б. (1 балл за ответ).

входная диагностика

промежуточная диагностика

итоговая диагностика

Таблица заполняется после входной, текущей и итоговой диагностики. Далее педагог проводит анализ уровня освоения программы воспитанниками.

2.5 .Методические материалы.

Дополнительная региональная программа «Наш дом- Южный Урал» построена на основных методах и приёмах работы с дошкольниками:

  • наглядный метод (наблюдение, демонстрация, ТСО);
  • словесный метод (речевой образец, пояснение, повторение, объяснение, указание, вопрос, рассказ, беседа);
  • практический метод – дидактические игры, игровые упражнения, развивающие игры;
  • комплексно-игровой (игровой персонаж, игра-путешествие, сюрпризный момент, игровые формы оценки, интонация голоса, эмоциональность).
  • наглядно-поисковый метод (моделирование).

В данной программе используются современные образовательные технологии:

  • личностно-ориентированные: обеспечивают комфортные условия во время занятий, реализация имеющихся природных потенциалов детей;
  • игровые: целостное образование, охватывающее определенную часть занятия и объединенные общим содержанием, сюжетом, персонажем;
  • здоровьесберегающие: зрительная гимнастика, смена статичных и динамичных поз, динамические разминки (в то числе и музыкальные), голосовые и дыхательные упражнения, малоподвижные игры речевого характера, упражнения для коррекции мелкой и общей моторики.

Специально организованная развивающая среда по краеведению в группе должна соответствовать определенным требованиям: хорошая освещенность в дневное и вечернее время уголков по краеведению; целесообразность размещения экспонатов, доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала. Работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю.

  • Работая в уголке краеведения, дошкольники применяют на практике знания, которые они получили при посещении музея, во время экскурсий по городу.
  • В группе создаются условия для проявления детской фантазии и инициативы. Впечатления о родном крае дети могут отражать в рисунках, в совместных с родителями и воспитателями работах (изготовление макетов, моделей, поделок из глины, пластилина, природного и бросового материала).

2.6 Список литературы.

1. Актуальные проблемы патриотического воспитания молодежи: Сборник/ Сост.: Т.В. Самсонова, А.В. Карташов, Н.А. Ануфриева; МО РМ, МРИО. - Саранск, 2005. - 99 с.

2. Алешкина. Знакомим дошкольников с родным городом. М., 1999

3. Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину: методические рекомендации / Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. - М.: АРКТИ, 2003. - 166 с.

4. Бабунова, Багаутдинова С, Программно-методический комплекс «Наш дом – Южный Урал» / Е. Бабунова.-Ч.:АБРИС,2014.-255с.

5. Ковалева, Г.А. Воспитывая маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ / Г.А. Ковалева. - М.: АРКТИ, 2003. - 80 с.

6. Комратова, Н.Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Н.Г. Комратова. - ТЦ Сфера, 2007. - 76 с.

7. Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? [Текст]: опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Л.А. Кондрыкинская. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 192 с

8. Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.08.2006. № 201. - URL: http://mon.gov.ru/

9. Лаврова С. «Удивительный Урал»/ С.А. Лаврова, Е.А. Яныкин -Е.: издательство «Сократ» 2015.71 с

10. Лихачев Д.С. Русская культура. - М.: Искусство, 2000.440 с

11. Музееведение. Ребенок в музее. М., 1993

12. Нестеров В. Знаешь ли ты свой город. Л., 1968

13. Никитин А.М. Сделай музей своими руками. Л., 1990

14. Николаев Н.Г., Имкова Е.В. Краеведение. М., 1961.

15. Никонова П.Ф. Краеведение. М., 1984

16. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 17. Матова В.Н. «Краеведение в детском саду» СПб: ООО «Издательство» Детство-Пресс», 2014. - 176с.

18. Худеева В.Н. «Пою тебе, мой край родной» методические рекомендации педагогам ДОУ/ В.Н. Худякова; под ред. Г.В. Яковлевой. - Ч.:Циферо,2015.- 116с.

19. Шестакова А. В. «Росток» учебное пособие по художественно- творческому развитию детей дошкольного возраста/Шестакова А. В.-Ч.: Издательство «Межрайонная типография» 1996.-192с., 16цв. илл.

Согласно ФГОС ДО, одним из принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей. Выделение данного принципа обусловлено доступностью для освоения ребенком ‐ дошкольником особенностей региональной культуры. Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.

Реализация системы образования невозможна без знаний истории, традиций и культуры своего родного края. Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста (О.А. Князева, Н.В. Виноградова, М.Д. Маханева), в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа, родной природе. В связи с этим особая роль отводится краеведческой работе с дошкольниками.

В России представлено восемь федеральных округов, каждый из которых является специфическим многонациональным и поликультурным образованием, один из них - Уральский федеральный округ. Мы живем в богатейшем крае на Южном Урале.

Реализация программы «Наш дом - Южный Урал» под редакцией Е. С. Бабуновой, Градусовой Л. В., Е. Г. Лопатиной, и др. раскрывает содержание, логику, объем работы с детьми дошкольного возраста, направленные на обеспечение воспитания и развития на идеях народной педагогики.

Цель Программы - способствовать обучению и воспитанию детей на идеях педагогики народов Южного Урала.

Задачи Программы:

  1. Способствовать обогащению первичных представлений о природе, культуре, истории народов региона Южного Урала;
  2. формировать эмоционально - положительное отношение к представителям культур Южного Урала
  3. развивать умение творчески и самостоятельно применять поликультурные знания в разных видах детской жизнедеятельности.
  • Перспективный план для 2 младшей группы по программе "Наш дом - Южный Урал"
  • Перспективный план для средней группы по программе "Наш дом - Южный Урал"
  • Перспективный план для старшей группы по программе "Наш дом - Южный Урал"
  • Перспективный план для подготовительной группы по программе "Наш дом - Южный Урал"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 479 комбинированного вида»

г. Челябинска

Проект

«МЫ ЖИВЁМ В КРАЮ РОДНОМ»

Урал - чудесный водный край!
Для нас – ты настоящий рай,
Нам всем бесценны и близки
Родного края родники.

Разработала

Воспитатель МБДОУ ДС №479

Шакирова Галина Егоровна

Челябинск

2016

Аннотация

Согласно ФГОС ДО, одним из принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей. Выделение данного принципа, на наш взгляд, обусловлено доступностью для освоения ребенком ‐ дошкольником особенностей региональной культуры. Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.

Актуальность: Реализация системы образования невозможна без знаний истории, традиций и культуры своего родного края. Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста (О.А. Князева, Н.В. Виноградова, М.Д. Маханева), в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа, родной природе. В связи с этим особая роль отводится краеведческой работе с дошкольниками.

В России представлено восемь федеральных округов, каждый из которых является специфическим многонациональным и поликультурным образованием, один из них – Уральский федеральный округ. Мы живем в богатейшем крае на Южном Урале. И должны помочь детям узнать, чем красив и богат край, который носит такое гордое имя. «Концепция краеведческого образования в Челябинской области» от 21.06.2005 г. позволяет комплексно решать задачи как закрепления целостности и единства образовательного пространства России, так и формирования региональной образовательной политики и развития региональных программ образования.

Курс краеведения полностью соответствует требованию, предъявляемому законом Российской Федерации «Об образовании» к общеобразовательным программам, которые «направлены на решение проблемы формирования общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ».

Областная образовательная Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом - Южный Урал» . содержательно раскрывает один из путей социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, осуществляемых в процессе приобщения к культуре народов региона Южного Урала.

Реализация программы «Наш дом – Южный Урал» раскрывает содержание, логику, объем работы с детьми дошкольного возраста, направленные на обеспечение воспитания и развития на идеях народной педагогики. Информационная часть программного материала отражает познавательные сведения об истории, жизни, быте народов Южного Урала, их взаимоотношениях в быту, семье, труде, особенностях отношения к природе, специфике игрового и речевого фольклора, особенностях изобразительного искусства. Включает в себя описание средств народной педагогики, их воспитания возможностей и методических рекомендаций по использованию этих средств в образовательных организациях в качестве части основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений.

Суть проекта « Мы живём в краю родном » состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому к истории, культуре страны.

Таким образом:

    Проект «Мы живём в краю родном», раскрывает п роцесс формирования краеведческого воспитания детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), включает авторы-составители: Е. С. Бабунова, Л. В. Градусова, Е. Г. Лопатина, и др ; организацию взаимодействия с родителями по формированию краеведческого воспитания дошкольников в семье и создание развивающей предметно-пространственной среды по краеведческому воспитанию в ДОО.

    Разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности в проекте «Мы живём в краю родном» влияют на уровень знаний детей о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края.

    Работа с детьми на материале родного края, традициях и культуре, способствует формированию у детей дошкольного возраста социальных ориентаций, включающих ориентиры, цели и средства жизнедеятельности.

В краеведческой работе необходимо применение современных подходов к организации различных видов детской деятельности, широкое использование методов развития познавательной активности, позволит повысить интерес ребенка к знаниям краеведческого содержания, увлечет его в игровую тематическую деятельность.

Проект по теме: «Мы живём в краю родном»

МБДОУ ДС № 479 г. Челябинск

Возраст детей, участвующих в реализации данного проекта 5-7 лет. Это определяется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений об этнической и национальной культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать ребенку элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края. С учетом этого можно сказать о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомленности.

Образовательные стандарты

    Данный проект ориентирован на государственные стандарты по социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-творческому и физическому развитию и предполагает реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

    Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.

Проект предполагает:

    реализацию программы «Наш дом - Южный Урал» ;

    организацию взаимодействия с родителями по формированию краеведческого воспитания детей старшего дошкольного возраста.

    проектирование развивающей предметно-пространственной среды по краеведческому воспитанию.

Срок реализации: долгосрочный - 1 год (январь 2016 – январь 2017 года)

Вид проекта: творческий

Тип проекта: познавательный

Состав участников: фронтальный.

Взаимодействие: воспитатели, дети, родители.

Проблема : история, жизнь, и быт народов Южного Урала

Основополагающий вопрос: Как узнать об истории Южного Урала?

Проблемные вопросы: Какой народ проживает на Южном Урале? Какой быт народов Южного Урала? Игры народа Южного Урала?

Цель проекта: реализация программно – методического комплекса «Наш дом – Южный Урал», который позволяет раскрыть познавательные сведения о природе Южного Урала, об истории, жизни, быта народов, его населяющих, специфике игрового и речевого фольклора, своеобразие декоративно – прикладного искусства.

П риобщение детей к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание уважения к культурным и национальным традициям, формирование поисковой мотивации краеведческой деятельности осуществляется через решение следующих задач:

    Реализация программы «Наш дом - Южный Урал» авторы-составители: Е. С. Бабунова, Градусова Л. В., Е. Г. Лопатина, и др ;

    О рганизация взаимодействия с родителями по формированию краеведческого воспитания дошкольников в семье;

    Создание развивающей предметно-пространственной среды по краеведческому воспитанию.

Ожидаемые результаты от реализации проекта:

Формирование краеведческого воспитания детей старшего дошкольного возраста определено педагогическими условиями, через реализацию программы «Наш дом - Южный Урал» авторы-составители: Е. С. Бабунова, Л.В. Градусова, Е. Г. Лопатина, и др ; о рганизацию взаимодействия с родителями по формированию краеведческого воспитания дошкольников в семье и создание развивающей предметно-пространственной среды по краеведческому воспитания.

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный

Цель: Создание условий для реализации проекта «Мы живём в краю родном».

Включает:

Реализацию программно – методического комплекса «Наш дом – Южный Урал», который позволяет раскрыть познавательные сведения о природе Южного Урала, об истории, жизни, быта народов, его населяющих, специфике игрового и речевого фольклора, своеобразие декоративно – прикладного искусства. Программа «Наш дом – Южный Урал» является частью формируемой участниками образовательных отношений «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ ДС №479».

С целью повышения уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах патриотического воспитания в процессе краеведческой работы спланирован ряд методических мероприятий. Приложение 1.

О пределение особенностей краеведческого воспитания детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по реализации программы «Наш дом – Южный Урал».

Реализация:

Приоритетным направлением работы воспитателей нашего детского сада стала систематическая, целенаправленная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с родным краем, историей, культурой, природных и экономических особенностей Южного Урала.

С целью повышения уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах патриотического воспитания в процессе краеведческой работы был спланирован и проведет ряд методических мероприятий.

Таблица 1

План работы педагогов по проблеме «Нравственно-патриотического воспитания дошкольников в процессе краеведческой работы»

Для того чтобы, определить особенности краеведческого воспитания детей старшего дошкольного возраста по реализации программы «Наш дом – Южный Урал», п ровели диагностическую работу по уровню усвоения реализации программы «Наш дом – Южный Урал».

Методика диагностики детей старшего дошкольного возраста ориентированная на п оказатели освоения содержания регионального компонента по реализации программы «Наш дом – Южный Урал»

Критерии уровня усвоения программы «Наш дом – Южный Урал» :

    Имеет представление об основных достопримечательностях города Челябинска, Челябинской области, уральского региона;

    Имеет представление о региональных художественных промыслах, различает виды регионального изобразительного искусства;

    Имеет представление о профессиях, связанных со спецификой родного города, области: машиностроителей, металлургов, энергетиков, шахтеров, животноводов;

    Называет произведения писателей Южного Урала, называет авторов, эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения;

    Проявляет интерес к особенностям исторического прошлого города, региона;

    Проявляет интерес к достижениям спортсменов города в области спорта;

    Проявляет интерес к народным подвижным играм.

Результаты диагностики показаны в диаграмме, где высокий уровень – 21 б (3 балла за ответ), средний уровень – с 14 – 21 б (2 балла за ответ), низкий уровень – с 7 - 14 б (1 балл за ответ).

Таким образом, в диагностике участвовало 26 детей старшего возраста, в результате было выяснено распределение старших дошкольников по уровням развития . особенностей краеведческого воспитания графически представлены в гистограмме в рис. 1.

Рис. 1. Гистограмма уровня развития особенностей краеведческого воспитания у детей старшего дошкольного возраста

Таким образом, средний и низкий уровень особенностей краеведческого воспитания у детей старшего дошкольного возраста свидетельствует о необходимости проведения соответствующей работы по повышению уровня краеведческого воспитания , организации проектной деятельности по теме: «Мы живём в краю родном».

II этап – практический этап

Проблема социализации, является особо актуальной в настоящее время, и находит свое отражение в содержании психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» представленной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Цель: способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием.

Задачи:

    Способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре, истории народов Южного Урала.

    Формировать эмоционально-положительное отношение к этнокультурному наследию региона.

    Развивать умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах детской деятельности.

Включает:

Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл данной работы.

Реализация:

Целенаправленная деятельность осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности познавательного и художественно - эстетического цикла, а также совместной деятельности с детьми. Проведение тематической образовательной деятельности 2 раза в месяц (1 и 3 неделя), с последующей проработкой темы в различных формах совместной деятельности.

Важным принципом отбора сведений об окружающем мире для детей дошкольного возраста считаем краеведческий принцип, предполагающий использование в работе с детьми близкого, доступного им материала, соответствующего возрастным особенностям дошкольников, их конкретно-образному, наглядному мышлению.

План проведения мероприятий по реализации краеведческого воспитания детей старшего дошкольного возраста. Уральский регион.

Задачи образовательной работы с детьми 5-7 лет:

    Актуализировать имеющиеся представления об особенностях природы Южного Урала: природно-географических зонах: лесной, горной, степной. Дать сведения о названиях некоторых природных объектов (озер, гор, рек). Уточнить знания о растительном и животном мире уральского региона.

    Расширять познавательный интерес к истории развития родного края, видам хозяйствования, особенностям жилища, календарным обрядам, традициям и обычаям среди народов, распространенных на Урале.

    Учить выделять выразительные средства произведений уральского устного народного творчества: колыбельной песни, пословицы, небылицы (образные средства языка, ритм, рифму).

  • совершенствовать исполнительские умения.

  • развивать творческие способности, чувство юмора.

  • воспитывать интерес к языку, желание сделать свою речь выразительной, активизировать самостоятельное использование детьми пословиц.

    Приобщать детей к истокам национальной и региональной культуры: познакомить детей с творчеством писателей, поэтов и композиторов Южного Урала; с произведениями декоративно-прикладного искусства Урала: гравюрой, чеканкой, вышивкой, литьем, камнерезным искусством и др. развивать умение понимать художественный язык народного искусства, семантику образов.

    Расширять представления детей о родном городе: гербе, его достопримечательностях и памятных местах, улицах и площадях, предприятиях, архитектурных сооружениях и их назначении (театрах, музеях, дворцах спорта).

Таблица 2

Познакомить детей с историей заселения Урала.

Развивать познавательный интерес, любознательность, творческие способности.

Воспитывать любовь к малой Родине – Уральскому краю.

Развивать знания о природе Урала

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Красная книга Челябинской области» (Приложение)

Развитие речи «Красоты и богатства Урала»

Рисование «На Урале живут красивые люди»

Лепка «Уральские мастера-ювелиры»

Рассматривание иллюстраций, заучивание стихов об Урале».

Рассматривание карты «Уральский регион».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Аркаим – солнечный город»

Оформление альбома «Наш край».

Чтение Н.Агапова «История – сказ об Урале-батюшке».

Игры «Тимербай»,

р.н.и. «Два Мороза»

Развлечение « Медной горы хозяйка» (Приложение)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Тургояк - младший брат Байкала»

Познакомить родителей с содержанием работы

Экскурсия в музей «Родной край»

Подборка иллюстраций, открыток об уральской природе.

Чтение литературы.

Совместные рисунки на тему «Сказы Бажова», «Любимый город Челябинск»

Презентация «Красная книга Челябинской области»

Мастер-класс для родителей «Уральские расписные доски»

«Коренные жители Урала»

Закрепить знания детей о том, что на Урале живут люди разных национальностей: башкиры, татары, русские

Познакомить детей с историей башкирского, татарского, русского народа: место проживания на Урале, основными видами хозяйствования (скотоводство, охота, рыболовство, пчеловодство).

Развивать образное восприятие, познавательный интерес детей.

Познавательное занятие «Коренные жители Урала».

Рассматривание фотоальбомов (фотографии с видами Урала, природа Урала, уникальные природные памятники, места родного края, которые дети посещали летом с родителями)

Рисование «Уральские сказы».

Экскурсия в детскую библиотеку.

Беседа «Многонациональный Урал».

Чтение легенды «Происхождение башкир»

Чтение татарских, русских сказок, пословиц, поговорок.

Рассматривание карты, определение региона Башкирии. Татарстана.

Рассматривание иллюстраций, отрывок «Башкирия», «Уфа», «Татарстан», «Казань», «Россия», «Москва».

Игры «Медный пень», «Темербай», «Грачи летят».

Прослушивание башкирских, татарских, русских мелодий, песен.

Чтение башкирских, татарских, русских сказок, легенд.

Подборка открыток о Башкирии, Татарстане, России.

Подборка фотографий семейных праздников, экскурсий.

Принести лоскутики меха, материала, кожи.

Конкурс поделок из бросового материала (куклы).

«Традиционные народные жилища на Южном Урале»

Формировать знания детей о башкирском, татарском, русском народе, познакомить с особенностями жилища:

устройство жилища;

особенности интерьера (две половины: мужская, женская);

специфическое оформление жилища.

Закрепить знания об особенностях башкирского. татарского, русского орнамента, его цветового решения.

Развивать инициативу, самостоятельность.

Развивать эстетические чувства: желание вносить красоту в окружающий мир.

Познавательное занятие «Традиционные народные жилища на Южном Урале»

Аппликация «Летняя башкирская деревня»

Рисование «Юрта»

Лепка «Русская изба»

Развитие речи. Пересказ сказки «Ленивый сын»

Изготовление макета «Юрта»

Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий.

Свободное рисование

Игры «Юрта», «Белая кость», «Золотые ворота»

Разучивание стихов, песен об Урале, знакомство с фольклором Урала, проведение занятий – игр «Знакомство с играми бабушек и дедушек Урала» (при содействии музыкального руководителя)

Совместные рисунки «Юрта», «Русская изба»

Изготовление ковриков, одеял, подушек для макета «Юрта»

Подбор башкирских пословиц

«Народные костюмы Южного Урала» (башкирская, татарская, русская национальная одежда)

Познакомить детей с особенностями национальной одежды.

Развивать умение подбирать цвета и составлять узоры национального содержания и колорита.

Закреплять знания о семантике мотивов башкирских, татарских, русских узоров.

Воспитывать интерес, дружелюбное отношение к традициям башкирского, татарского, русского народа

Познавательное занятие «Национальная башкирская, татарская, русская одежда»

Рисование «Башкирский национальный костюм»

Аппликация «Сапожки – ичиги»

Развитие речи. Описательный рассказ

Рассматривание иллюстраций.

Слушание музыки, разучивание танца (движения).

Изготовление украшений для оформления костюмов.

П/игры «Стрелок», «Липкие пеньки», «Дедушка Мазай».

Слушание башкирской, татарской, русской музыки.

Обшить куклу в национальный костюм.

Помощь родителей в изготовление национального костюма (вшить тюбетейки, комзол), изготовление украшений.

Для получения краеведческой информации используем следующие источники:

периодическую печать (газеты, журналы);

художественную литературу Урала;

архивные фонды;

фонды музеев;

всякого рода планы и карты;

материальные следы культуры (произведения скульптуры, живописи, архитектуры).

Основные принципы краеведческой работы:

    системный подход;

    предельную достоверность фактов;

    синхронность отдельных направлений поиска (например, искусство или природу края нельзя рассматривать вне исторического контекста).

Специально организованная развивающая среда по краеведению в детском саду соответствует определенным требованиям: хорошая освещенность в дневное и вечернее время уголков по краеведению; целесообразность размещения экспонатов, доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала. Работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю. Организация краеведческих центров (уголков) в возрастных группах, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края.

Работая в уголке краеведения, дошкольники применяют на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий по Челябинску.

В группе создаются условия для проявления детской фантазии и инициативы. Впечатления о родном крае дети могут отражать в рисунках, в совместных с родителями и воспитателями работах (изготовление макетов, моделей, поделок из глины, пластилина, природного и бросового материала).

Элементами игровой среды является серия дидактических игр по ознакомлению с родным краем: «Дома бывают разные», «Дорожные знаки», «Собери герб и флаг», «Кто первый найдет дорогу к детскому саду», «Городской транспорт», «Зеленый друг», «Мозаика с видом достопримечательностей города» и др.

Тематика музейных экспозиций различна, вот некоторые темы которые используют воспитатели нашего детского сада

«История возникновения города Челябинска»;

«Природа нашего Южного Урала»;

«Красная книга Южного Урала»;

«Гордость нашего города и края. Герои великой отечественной войны»;

«В мире старинных вещей».

Работа с детьми в этом направлении предполагает использование проектного метода, в рамках которого дети приобретают навык поисковой деятельности, умение анализировать собранный материал, заинтересованность в конечном результате. Вот некоторые темы проектов разработанных и реализованных нашими педагогами:

«Мир животных нашего края» (макет);

«Мир растений нашего края» (фото-коллаж);

«Достопримечательности нашего города» (презентация) и т. д.

Предлагаемая тематика способствует постепенному, последовательному расширению и углублению знаний детей, формированию эмоционально – положительного отношения к полученным знаниям.

III этап – Итоговый

Цель: Оценка результатов деятельности, подведение итогов.

    Итоговая диагностика

    Анкетирование родителей

    Презентация результатов проведённой работы (фотовыставка, мультимедийная презентация, создание картотеки, альбомов по теме проекта)

    Итоговое мероприятие по проекту «Легенды седого Урала»

    Статья в СМИ, на Сайте детского сада.

В диагностической оценке участвует группа из 26 детей. Диагностика проводится для того, чтобы зафиксировать оценочные показатели данной группы после внедрения проекта. Была использована диагностика ориентированная на п оказатели освоения содержания регионального компонента основной общеобразовательной программы МБДОУ ДС № 479 г. Челябинска.

Таким образом, в результате проведенной диагностической работы было выяснено, что в ходе реализации проекта «Мы живём в краю родном» у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) улучшились показатели развития особенностей краеведческого воспитания . Сводные количественные результаты уровня развития особенностей краеведческого воспитания у детей старшего дошкольного возраста графически представлены в гистограмме в рис. 2.

Рис. 2. Гистограмма уровня развития особенностей краеведческого воспитания у детей старшего дошкольного возраста после формирующего эксперимента

Таблица 3

Результаты в сравнении

Баллы/Уровень

на начало уч. года

Баллы/Уровень

на конец уч. года

Высокий - 0

Высокий – 7 - 54 %

Средний – 8 – 62 %

Средний – 6 - 46 %

Низкий – 5 – 38 %

Низкий – 0

Дети, значительно увеличили свои показатели по уровню развития краеведческого воспитания, полученные результаты отчетливо свидетельствуют об эффективности проведённой работы по внедрению регионального компонента на основе программы «Наш дом – Южный Урал» и основной общеобразовательной программы ДОУ в практику работы.

Важно отметить, что проводимая работа эффективна только при условии организации взаимодействия с родителями и полноправное участие семьи в этнокультурном образовании дошкольников.

Основными формами работы с родителями явились:

Оформление информационных стендов для родителей «Мы - уральцы», «Народы Южного Урала», «Праздники народов Южно го Урала»;

Экскурсии, совместные праздники и викторины создают у детей мощную мотивацию к познанию, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений идет легко и непринужденно. В группе с помощью родителей создана библиотека книг с краеведческой направленностью. Она помогает пробудить у детей любопытство, оценить красоту родного края, людей, которые живут рядом или жили когда-то на этой земле.

Организация тематических консультаций для родителей на тему: «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу»; «Роль отечественных памятников культуры в нравственном воспитании дошкольников»; «Куда повести малыша в выходной день». Тематические консультации «Народные семейные традиции», «Использование народных игр и игрушек в воспитании детей»;

Выпуск тематических газет и журналов «Зеленая аптека Южного Урала»;

Проведение совместных посиделок и праздников «Капустник», «Сабантуй».

Мастер-класс для родителей «Уральские расписные доски» (Приложение)

Итогом сотрудничества с родителями старшей группы явилась проведённое анкетирование по краеведческому воспитанию дошкольников в семье, которая представлена ниже:

Анкета для родителей «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»

Уважаемые родители! Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:

1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «краеведческое воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать краеведческое воспитание с дошкольного детства? Почему?___________________________________________

2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие города, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру? ___

3. Какими способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в вопросах культуры и истории Южного Урала, родного города?________________

4. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить?___________________________________________________________

5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию Южного Урала, родного города?________

6. Знаете ли вы, что и как рассказывать ребенку о Южном Урале?________

7. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с Южным Уралом? Назовите известные источники_____________________

8. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка? _________________________________

Заключение:

Период реализации проекта по региональной программе «Наш дом- Южный Урал» показал:

    заметно повысилась активность родительской позиции как субъектов образовательного и воспитательного процесса в ДОУ;

    увеличилось количество обращений родителей на индивидуальные консультации специалистов, с вопросами к воспитателю;

    значительно возрос интерес к мероприятиям, проводимым детским садом, а также количественный состав их участников.

В ходе проведенной работы получены результаты :

Конечным результатом нашей краеведческой работы считаем создание в группе уголка «Урал – земля золотая», основными задачами которого является:

    формирование чувственного, эмоционально-действенного отношения к родному городу;

    расширение представления у детей о достопримечательностях города Челябинска и Южного Урала;

    формирование у детей чувства принадлежности к определенной культуре;

    помощь ребенку в правильном ориентировании в работе с предметами материальной культуры, в изучении их истории происхождения и технического развития;

    формирование устойчивой потребности общения с музеем, развитие основы музейной культуры;

    воспитание в детях чувства достоинства, гордости за свою семью, народ, город, край. Осознанно-бережное, экологически-целесообразное отношение к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.

Исходя из опыта и результатов нашей работы, можем с уверенностью сказать, что создание в группе мини-музея имеет большое значение для сотрудничества нашего дошкольного учреждения с семьей. Дети с гордостью представляют «семейные экспонаты», которые они нашли или создали вместе с родителями. Работа по знакомству детей с бытом и культурой края была бы неполной без участия родителей. Они являются нашими помощниками в оснащении музея, пополнении его предметами старины. Кроме этого мы пополняем музей видеоматериалами. Поэтому перед отпуском мы даём домашнее задание родителям отснять старинные украшения домов, праздники в деревнях и селах, а также привозить старинные вещи и предметы. Представленный материал позволяет познакомить детей с природными, культурными, социальными особенностями нашего народа, города и края.

Вывод:

Проект был длительным, сложным. Дети знают, что такое Родина, Урал, родной край. С поставленными перед ними задачами справились, узнали много нового, закрепили ранее полученные знания. Родители проведенной работой остались довольны

Дальнейшее развитие проекта :

Проект может развиваться и дальше, охватывая большее число участников в детском саду, районе, городе, России через сеть Интернета.

Список используемой литературы

    Наш дом –Южный Урал» Программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. – Челябинск, АБРИС. –2014.- 255с.

    Игнаткина, Л.С. Ознакомление дошкольников с ростом и развитием животных /Л.С. Игнаткина.- М. Издательский центр «Просвещение», 1989.-18с.

    Мишарина, Л.А. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с растительным и животным миром Прибайкалья: учебное пособие/ Л.А. Мишарина, В.А. Горбунова.- Иркутск: Издательство Иркутского государственного педагогического университета, 2007.- 296с.

    Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие для студентов высших педагогических заведений/С.Н. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336с.

    Перспективное планирование образовательной работы по программе «Наш дом – Южный Урал»: методическое пособие для воспитателей детского сада /ред. Е.С.Бабуновой. – Магнитогорск: МаГУ, 2007. – 45 с. 26.

    Содержание и технологии воспитания и обучения детей дошкольного воз-раста: науч.-методич. пособие / под ред. Е.С.Бабуновой. – 2008. – 318 с. 27.

Приложение

Пример региональной модели перспективного планирования («Я-концепция» личности)

Перспективное планирование по реализации программы воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики (5-6 лет)

«Наш дом – Южный Урал» (региональный компонент)

Месяц

Тема

Цель

Предварительная работа

Материалы

Сентябрь

1 неделя

«История жизни человека на Южном Урале»

Обеспечить ознакомление детей с историей заселения Южного Урала людьми; о расселении первобытных людей.

Способствовать знакомству детей с понятиями «бронзовая», «медная» эпохи.

Формировать представление детей о добыче железной, медной руды, появлении первой металлургии; появлении городов-крепостей в эпоху бронзы; сюжеты первых рисунков людей (животные, сцены охоты).

Иллюстрации с изображением заселения первобытных людей; городов-крепостей: первых рисунков людей.

Книга-альбом «Челябинская область».

2 неделя

«Человек и его семья»

Обеспечить ознакомление детей со смысловым значением слова «семья», состав семьи.

Способствовать знакомству с особенностями взаимоотношений между членами семьи; традициями в семье.

Пробудить чувства уважения к своим родителям.

Рассматривание альбомов «Моя семья».

Составление рассказов о своей семье.

Чтение рассказов, стихотворений о семье.

Разучивание стихотворений о маме, папе.

Слушание музыкальных произведений и исполнение песен о семье, маме,папе.

Альбомы для рассматривания «Моя семья».

Картотека загадок, стихотворений о семье.

3 неделя

«Колыбельные»

Добиться уточнения представления детей о колыбельных, их содержании, форме.

Добиться понимания роли колыбельных песен в жизни семьи, во взаимоотношениях родителей, бабушек, дедушек, детей (взаимная любовь, забота).

Обеспечить развитие умения видеть выразительные образы колыбельной, образные средства языка (эпитеты: точеная, золоченая), ритм, рифмы, наличие слов, создающих ритм колыбельной («баю-бай», «люли-люли»).

Способствовать совершенствованию исполнительских умения детей.

Способствовать развитию творческих способностей детей (умение сочинять свои колыбельные песни).

Рассматривание книг с колыбельных песен с иллюстрациями.

Слушание колыбельных песен.

Сюжетно-ролевая игра «Горница».

Книги колыбельных песен с иллюстрациями.

Фонотека колыбельных песен.

Дидактический материал: колыбель, люлька, кукла.

4 неделя

«Каменных дел мастер»

Обеспечить ознакомление детей с изделиями резчиков по камню, с уральскими промыслами – резьба по камню.

Способствовать развитию художественного вкуса.

Пробудить чувства гордости за умельцев родного края.

Чтение П. Бажова «Хозяйка Медной горы».

Рассматривание поделок из камня.

Выставка поделок из камня (статуэтки, украшения, картины).

Октябрь

1 неделя

«Человек и мир вокруг»

Формировать представление детей о народном представлении космоса, мира, природы.

Обеспечить ознакомление детей с понятиями «кочевой народ», «оседлый народ», с кочевыми и оседыми традициями народов Южного Урала (русские, башкиры, казахи, татары и др.).

Рассматривание иллюстраций по данной теме.

Слушание песен народов Южного Урала.

Альбом «Челябинская область.

Иллюстрации по данной теме.

Фонотека песен народов Южного Урала.

2 неделя

«Жилище семьи»

Обеспечить ознакомление детей с традициями и обычаями, связанными со строительством и переселением в новый дом. Выбор материала для строительства нового дома. Выбор места строительства. Выбор времени строительства.

Способствовать ознакомлению с названиями и назначением частей народного жилища: окна, стены, двери, особенности планировки.

Рассматривание иллюстраций по данной теме.

альбом «челябинская область».

Иллюстрации с изображением строительства жилища, частей жилища.

3 неделя

«Пестушки, потешки, прибаутки»

Систематизировать знания детей о поэзии пестования, ее роли в воспитании детей в семье.

Способствовать развитию умения выделять в тексте образные средства языка.

способствовать исполнению детьми потешек, прибауток в театрализованных играх, на фольклорных праздниках. Совершенствовать исполнительские умения детей.

Рассматривание книг с потешками, прибаутками, пестушками с иллюстрациями.

Рисование иллюстраций к потешкам.

Инсценировать потешки.

Чтение потешек, прибауток, пестушек.

Картотека пестушек, потешек, прибауток.

Книги потешек, прибауток,пестушек с иллюстрациями.

4 неделя

«Златоуст – город мастеров»

Обеспечить ознакомление детей со старейшим городом металлургов – Златоустом – родиной булатной стали.

Способствовать ознакомлению с понятием «Златоустовская гравюра».

Рассматривание иллюстраций с изображением города Златоуста. Рассматривание произведений Златоустовской гравюры.

Картотека стихов о г. Златоусте.

Карта.

Иллюстрации с изображением г. Златоуста.

Выставка произведений Златоустовских мастеров.

Ноябрь

1 неделя

«Человек и календарь природы»

Способствовать развитию представления о том, что все народы, живущие на Южном Урале (кочевые, оседлые), жили по определенному порядку, ладу.

Обеспечить ознакомление дошкольников с народными пониманием порядка, правилами природы, мира, по которым жили люди на Южном Урале, - народы жили по определенному календарю.

Рассматривание иллюстраций

по данной теме.

Иллюстрации по данной теме. Альбом «Челябинская область».

2 неделя

«Предметы народного домашнего быта»

Обеспечить ознакомление детей с семантическим значением слова «утварь».

Способствовать знакомству с различными видами утвари в доме.

Пробудить чувства бережного отношения к домашней утвари.

Рассматривание иллюстраций с изображением домашней утвари.

Иллюстрации с изображением домашней утвари.

Картотека загадок о домашней утвари.

3 неделя

«Небылицы»

Добиться уточнения представления о жанровых особенностях небылиц.

способствовать развитию умения рассуждать, развивать логичность и доказательность высказываний.

Обеспечить развитие умение придумывать небылицы по аналогии с готовыми текстами.

Рассматривание книг с небылицами с иллюстрациями.

Рисование иллюстраций к небылицам

Инсценировать небылицы.

Книги с небылицами с иллюстрациями.

Картотека небылиц.

4 неделя

«Мастера чугунного литья»

Обеспечить ознакомление детей с городами Урала (Куса, Касли) их геральдикой.

Способствовать знакомству с художественным литьем из чугуна.

Рассматривание иллюстраций с изображением каслинского литья.

Иллюстрации с изображением геральдики городов Касли, Куса.

Выставка изделий каслинского литья.

Декабрь

1 неделя

«Человек и природа Южного Урала»

Способствовать ознакомлению детей с природно-географическими зонами Южного Урала: лесная, горная, лесостепная, степная.

Обеспечить знакомство детей с названиями некоторых природных объектов (озер, рек, гор,др.), отражающих историю родного края, поэтическое отношение народов к родной природе.

Способствовать ознакомлению детей с животными, птицами, растениями, обитающими в регионе.

Подвести к мысли, что каждый человек должен жить в согласии с природой, беречь, любить ее, не вредить ей.

Рассматривание иллюстраций с изображением животных, растений, птиц Южного Урала; природно-географических зон; рек, озер, гор.

Чтение легенд об озерах, реках, горах Южного Урала.

Чтение стихотворений о природе Южного Урала.

Иллюстрации с изображением животных, растений, птиц Южного Урала; природно-географических зон; рек, озер, гор.

Картотека художественного слова о природе Южного Урала.

Легенды об озерах, реках, горах Южного Урала.

Презентация «Животный и растительный мир Южного Урала», «Реки, озера, горы Южного Урала».

2 неделя

«Особенности взаимоотношений в семье»

Обеспечить знаниями детей о народных особенностях режима семьи.

Способствовать ознакомлению детей со взаимоотношениями супругов в семье: отец (муж) – хозяин дома, кормилец семьи, выполняет самую тяжелую работу, защита, опора всей семьи, заботиться о родителях, братьях и сестрах; мать (жена) – хозяйка дома, приучает детей к домашней работе, «ведет» дом, следит за взаимоотношениями в семье.

Рассматривание иллюстраций по данной теме.

Иллюстрации по данной теме.

3 неделя

«Заклички и приговорки»

Добиться уточнения представления о жанровых особенностях закличек, приговорок.

Способствовать развитию умения произносить заклички выразительно (интонация просьбы).

Способствовать развитию творческих способностей.

Чтение и заучивание закличек и приговорок.

Игры-инсценировки по закличкам и приговоркам.

Картотека закличек и приговорок.

4 неделя

«Что дает нам край родной»

Способствовать обобщению и закреплению знаний детей по народным промыслам Южного Урала.

Обеспечить закрепление умения различать работу резчиков по камню, златоустовскую гравюру, художественное литью из чугуна.

Рассматривание карты и атласа Челябинской области.

Рассматривание иллюстраций народных промыслов Южного Урала.

Карта и атлас Челябинской области. Иллюстраций и изделия народных промыслов Южного Урала.

Январь

1 неделя

«Человек и календарные традиции»

Способствовать формированию представления детей о тесной взаимосвязи человека, его семьи, рода с природой.

Обеспечить ознакомление детей с календарными обрядами и традициями народов Южного Урала.

Рассматривание иллюстраций по данной теме.

Иллюстрации по данной теме.

2 неделя

«Нравственные основы семьи»

Способствовать ознакомлению детей с традициями и обычаями, связанные с укреплением семьи, со знанием своей родословной. Отношение семьи к грамотности, к знаниям, к книге.

Обеспечить сведениями об отношениями в семье и к старым людям, больным и сиротам, к малым детям. Отношение семей к людям, попавшим в беду. Поощрение и наказание детей в семьях.

Пробудить у детей чувство любви, заботу, милосердие.

Рассматривание иллюстраций по данной теме.

Иллюстрации по данной теме.

3 неделя

«Докучные сказки»

Добиться уточнение знаний детей об особенностях содержания и формы докучных сказок.

Показать способ бытования докучных сказок в современной жизни.

Вызвать желание рассказывать докучные сказки.

Способствовать развитию чувства юмора.

Чтение докучных сказок.

Картотека докучных сказок с иллюстрациями.

4 неделя

« Легенды Южного Урала»

Чтение легенд Южного Урала.

Февраль

1 неделя

«Человек и природа»

Обеспечить сведениями о семантическом значении слова «природа» - то, что дано при рождении («при родах», «при роде»). «Род», «родня», «природа» - лова, обозначающие условия жизни любого народа.

Помочь понять детей, что родственные отношения в семье сравнивались с природными явлениями.

Обеспечить ознакомление детей с фольклором народов Южного Урала, отражающим сравнение человека, его характера, отношения в семье,с людьми, с природой.

Рассматривание иллюстраций по данной теме.

Чтение фольклора народов Южного Урала.

Иллюстрации по данной теме.

Картотека фольклора народов Южного Урала.

2 неделя

«Семья и домашнее хозяйство»

Способствовать формированию у детей знаний о распределении обязанностей по ведению хозяйства в семье.

Вызвать желание детей принимать участие в домашнем хозяйстве

Рассматривание иллюстраций по данной теме.

Чтение пословиц и поговорок о труде.

Иллюстрации по данной теме.

Картотека пословиц и поговорок о труде.

3 неделя

«Дразнилки»

Способствовать ознакомлению детей с дразнилками, их назначением (осмеять отрицательные черты характера), формой (наличие рифмующихся слов) и происхождением.

Обеспечить развитие умения правильно оценивать типичные жизненные ситуации.

Способствовать развитию умения правильно реагировать на дразнилку, не обижаться, уметь отвечать на дразнилку.

Заучивание дразнилок.

Картотека дразнилок.

4 неделя

«Город Миасс – частица Челябинской области»

Способствовать активизации, понятия «Область», «карта».

Пробудить чувства гордости за родной край.

Рассматривание иллюстраций о природе родного края.

Составление рассказов по ним.

Оформление альбома с картами Челябинской области. Рассматривание карты Челябинской области.

Чтение художественной литературы о родной крае.

Карта Челябинской области.

Художественной литературы о родной крае.

Март

1 неделя

«Город Миасс – моя Родина»

Обеспечить закрепление детей знаний – название города, свой домашний адрес.

Способствовать расширению и обогащению знаний детей о родном городе.

Обеспечить ознакомление детей с геральдикой города.

Пробудить чувства гордости за «малую» Родину.

Рассматривание открыток, фотографий о Миассе.

Чтение и заучивание стихотворений миасских поэтов.

Оформление стенда «Миасс – мой город».

Открытки, фотографии о Миассе.

Картотека стихотворений миасских поэтов. Стенд «Миасс – мой город».

2 неделя

«Сила семьи в ее родне»

Способствовать формированию представления о родственных связях в семье, об отношении к родне. Традиции и обычаи, связанные с поддержанием родственных, добрососедских отношений.

Обеспечить знакомство детей со значением слов «родня», «родственник», «племянник», «племянница», «двоюродный».

Способствовать формированию добросердечного, дружелюбного отношения к родственникам.

Рассматривание иллюстраций по данной теме.

Чтение пословиц, стихотворений, рассказов о семье.

Иллюстрации по данной теме.

Картотека пословиц, стих-ний о семье.

3 неделя

« Пословицы и поговорки»

Способствовать обогащению представления детей о пословицах, поговорках (значение, содержание, форма).

Способствовать развитию умения задумываться над смыслом пословиц, соотносить с ситуациями, возникающими в жизни.

Пробудить интерес к языку, желание сделать свою речь выразительной.

Чтение фольклора звукоподражание, объяснение незнакомых слов, просмотр иллюстраций.

Заучивание пословиц и поговорок.

Картотека альбома с иллюстративным материалом.

4 неделя

« Легенды Южного Урала»

Способствовать воспитанию у детей умений понять основное содержание произведений.

Обеспечить развитие словесного творчества на основе фольклора. Способствовать обогащению речи детей лексикой фольклорных произведений.

Чтение легенд Южного Урала.

Книга «Легенды Южного Урала».

Апрель

1 неделя

«Южный Урал – моя Родина»

Способствовать расширению представления детей о месторасположении города и области.

Обеспечить ознакомление детей с понятиями «область», «карта», «Южный Урал».

Способствовать расширению представления о родине не как о городе и крае, а как о регионе.

Пробудить чувство гордости за родной край.

Рассматривание иллюстраций о природе родного края, составление рассказов по ним.

Оформление альбома с картами Челябинской области. Рассматривание карты Челябинской области. Чтение

Иллюстрации о природе родного края.

Картотека художественного слова о природе родного края. Карта Челябинской области

2 неделя

«Здоровье – успех и богатство семьи»

Обеспечить ознакомление детей с народными домашними способами лечения больных в семьях.

Способствовать представлению детей о народном закаливание в семье.

Рассматривание иллюстраций по данной теме.

Заучивание пословиц о здоровье.

Иллюстрации по данной теме.

Картотека пословиц о здоровье

3 неделя

«Калейдоскоп русских народных сказок»

4 неделя

« Легенды Южного Урала»

Способствовать воспитанию у детей умений понять основное содержание произведений.

Обеспечить развитие словесного творчества на основе фольклора. Способствовать обогащению речи детей лексикой фольклорных произведений.

Чтение легенд Южного Урала.

Книга «Легенды Южного Урала».

Май

1 неделя

«Россия – Моя Родина»

Способствовать ознакомлению детей с природой, историей, культурой России.

Обеспечить ознакомление с национальной геральдикой России.

Пробудить чувство любви и привязанности к своей стране.

Рассматривание иллюстраций о природе России, национальной геральдики.

Чтение и разучивание стихотворений о России.

Слушание песен о России.

Иллюстрации о природе России, национальной геральдики.

Картотека стихотворений о России.

Фонотека песен о России.

2 неделя

«Калейдоскоп устного народного творчества» - итоговое занятие

Способствовать приобщению детей к устному народному творчеству – сказкам.

Обеспечить закреплению знаний детей о разнообразии фольклорного жанра.

Пробудить эмоционально-положительные эмоции к этому виду народного искусства.

Выставка «В гостях у сказки». Выставка рисунков детей совместно с родителями по русским народным сказкам. Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Пальчиковая кукла – Петрушка. Настольный театр.

Картотека книг русских народных сказок. Рисунки детей к сказкам. Иллюстрации к сказкам.

3 неделя

«Урал – край голубых озер»

Способствовать ознакомлению детей с озерами нашего края, с легендами о них.

Пробудить бережное отношение к природе родного края.

Рассматривание фотографий, открыток с изображением озер (Тургояк, Ильмень, Кошкуль, Еловое, Кисегач).

Чтение легенд, сказаний об этих озерах, стихотворений миасских поэтов.

Фотографии, открытки с изображением озер (Тургояк, Ильмень, Кошкуль, Еловое, Кисегач).

Картотека легенд, сказаний об этих озерах, стихотворений миасских поэтов.

4 неделя

« Легенды Южного Урала»

Способствовать воспитанию у детей умений понять основное содержание произведений.

Обеспечить развитие словесного творчества на основе фольклора. Способствовать обогащению речи детей лексикой фольклорных произведений.

Чтение легенд Южного Урала.

Книга «Легенды Южного Урала».