Развитие памяти и скорочтения. Суперпамять

Как часто нужная информация так некстати улетучивается из головы наших детей, лишая их возможности получить отличную оценку на уроке. И глядя на очередную двойку в дневнике, мы называем их память «дырявой» и ставим им в пример тех, кто, не моргнув глазом и не глядя в бумажку, перечисляет столицы всех мировых государств или координаты самых высоких горных вершин и получает за это красивую пятерку.

Но, спокойно! Хорошая память – это всего лишь дело техники, вернее МНЕМОтехники. А, значит, любой может натренировать свою память до СУПЕРпамяти..

Автор этой книги приглашает всех школьников, студентов и даже преподавателей в свой уникальный мнемонический тренажерный зал, в котором продемонстрирует интересные и суперэффективные упражнения для тренировки памяти; подсказки и маленькие хитрости, помогающие быстрее и надежнее запоминать информацию; единственный в своем роде мнемонический англо-русский словарь; новейший метод для запоминания формул… Словом, все то, что превратит память любого в СУПЕРпамять!

Новые изобретения год за годом делают нашу жизнь всё более комфортной. Людям не приходится держать всё в уме и напрягать память ежедневно. Номера телефонов, адреса, срочные дела – обо всём напоминают технологии, которые мы повсюду носим с собой.

Для многих забыть смартфон дома – катастрофа. Люди становятся зависимыми от гаджетов. Человек не может вспомнить о планах на день, если не заглянет в заметки. Дети вспоминают номера родителей, только посмотрев список контактов.

При такой жизни память постепенно атрофируется, запоминать информацию становится труднее. Особенно это опасно для детского разума, которому необходима постоянная тренировка. Без неё он не может нормально развиваться. Такие дети с возрастом столкнуться со склерозом и риском болезни Альцгеймера.

На взрослых это сказывается медленнее, но не меньше. Для большинства идти за покупками без списка – бесполезное занятие. Если попросить взрослого человека выучить небольшое стихотворение, многие не справятся с этой задачей. Те, кто справятся, затратят на это (неожиданно для них самих) много времени.

Всё это происходит несмотря на то, что каждый день мы сталкиваемся с ситуациями, когда нам необходимо положиться на собственную память. Забытые дома ключи (разрядившийся телефон, забытое обещание позвонить подруге, вылетевшая из головы мысль, что нужно купить молоко) – неприятные мелочи. Их легко избежать, если тренировать собственную память.

Ответом на вопрос, какими свойствами обладает память человека, учёные задались давно. Из-за таких особенностей одни люди запоминают информацию легче и быстрее, а другие напрочь забывают, что им сказали десять минут назад.

Основные свойства памяти, выделяемые в психологии, это точность, объём, скорость запоминания и скорость забывания.

Если понаблюдать за детьми в младших классах, легко определить, у кого из них наиболее развита точность памяти. Эти дети легко могут пересказать прочитанный материал слово в слово. Им легче учиться в школе, отметки у них выше, чем у одноклассников.

Точность памяти – способность воспроизвести информацию в том же виде, в котором она была получена.

Памяти характерна выборочность. Основные положения, общая структура материала запоминаются лучше, чем нюансы. Однако существует информация, когда важна точность воспроизведения. Благодаря точности памяти мы запоминаем номера телефонов, даты дней рождения, имена и адреса.

Объем памяти

Объёма памяти — своего рода диск, где хранится вся информация, которую человек запоминает. Выделяют два вида объёма памяти:

  • краткосрочный;
  • долгосрочный.

Краткосрочный объём памяти равен числу Миллера — 7 +/- 2. Если Вы знакомитесь с новой компанией и все начинают представляться, Вы запомните от 5 до 9 имён. В зависимости от того, чем Вы занимаетесь, изменяется объём информации, которую Вы способны запоминать. Если Ваша работа связана с обработкой большого количества информации, велика вероятность, что Вы запомните 9 имён.

Учёные до сих пор сомневаются насчёт объёма долгосрочной памяти человека. Большинство исследователей склоняются к тому, что он безграничен.

В долговременной памяти фиксируются те знания, которые приобретаются в процессе деятельности. Также в ней остаются события, которые имели яркую эмоциональную окраску: позитивную или негативную.

Таким образом, объём памяти – количество информации, которую человек способен запомнить.


Скорость запоминания

Многие помнят (а некоторые переживают сейчас) студенческие годы, когда ночью перед экзаменом за раз учились все билеты. Именно от скорости запоминания зависело, как много материала получится запомнить.

Скорость запоминания определяется количеством повторений, после которых человек запоминает материал. Есть люди, обладающие или обладавшие феноменальной скоростью запоминания. Один из них – брат Александра Сергеевича Пушкина, Лев Сергеевич.

По дороге из Москвы в Петербург поэт потерял пятую главу своей поэмы «Евгений Онегин». О случившемся он написал брату. Вскоре пришёл ответ – полный текст потерянной главы с точностью до запятой, хотя Лев Сергеевич читал её лишь раз.

Существуют способы, позволяющие увеличить скорость запоминания информации:

  1. Проговаривайте информацию вслух. Старайтесь добавлять в слова экспрессии. Даже если Вам кажется это глупым, кривляйтесь, утрируйте. Потом будет проще вспомнить изученный материал.
  2. Рисуйте – так Вы задействуете два вида памяти: визуальную и моторную. Лучше всего задействовать все виды памяти: визуальную, моторную и аудиальную. Прослушайте материал, запишите его, зарисуйте схемы, а затем проговорите – так Вы точно хорошо запомните даже самые мелкие нюансы.
  3. Меняйте окружающую Вас обстановку. Если Вы готовитесь к двум экзаменам (выступлениям, конференциям) одновременно, старайтесь учить материал в разных помещениях. Так информация не будет перемешиваться в сознании.
  4. Прибегните к ассоциациям. Если нужно запомнить номер, замените цифры на предметы и придумайте историю. Допустим, номер начинается на 901. 9 – крючок, 0 – озеро, 1 – лебедь. Рыбак забросил крючок в озеро и увидел лебедя. Дальше – дело фантазии.

Скорость забывания

Забывать что-то – нормально. Это физиологический процесс, без которого жить было бы невозможно. Если бы память хранила всю информацию, накопленную за жизнь, люди сходили бы с ума.

Обычно забывается то, что:

  1. неинтересно человеку;
  2. не несёт для него ценности.

Из-за первой причины молодые люди, учившие в школе химию, через несколько лет после выпуска не могут вспомнить элементарные законы. Это происходит из-за того, что для них это скучная и бесполезная информация.

Но Вы помните свой домашний адрес, хотя он не вызывает у Вас дикого интереса или любопытства. Вы помните его, потому что это для Вас жизненно важно.

Забывание бывает полным и частичным. Если Вы помните имя и фамилию своего начальника с прошлой работы, но не помните отчество – это частичное забывание. Информация воспроизводится, но частично.

Если не узнаёте на улице начальника в лицо – это пример полного забывания. В данном случае информация не только не воспроизводится, но даже не узнаётся.

На этом свойства памяти человека не заканчиваются. Это были лишь четыре основных свойства, которые на сегодняшний день достаточно изучены.


Как правильно работать с информацией

Существуют универсальные способы работы с большим объёмом информации:

  1. Составьте план текста. Разбейте его на логические куски, придумайте к ним заголовки и выделите самое главное. Структурируйте материал (таблицы, схемы, рисунки).
  2. Сравнение.

Проще запоминать информацию, когда она чему-то сопоставляется. Допустим, Вам необходимо разобраться с таким процессом, как лизинг. Вместо того, чтобы читать отдельно про лизинг, найдите сравнительную характеристику лизинга, кредита и аренды. Лучше всего для наглядности оформить информацию в таблицу.

  1. Делайте перерывы.

Повторения, совершённые с перерывом во времени, продуктивнее, нежели заучивание без перерывов. Лучше всего выделить на заучивание материала несколько дней, если у Вас есть такая возможность. Так информация прочнее «осядет» в голове.

  1. Образность.

Включайте творческое мышление, ищите ассоциации, пусть даже они будут глупыми. Не записывайте материал сплошным текстом, лучше делайте рисунки. Конспект должен быть ярким и состоять из тезисов – так материал легче запоминается.

Существуют самые разные способы запоминания, разработанные учёными по всему миру.

Великий оратор и философ, живший до нашей эры, Марк Туллий Цицерон уже тогда пришёл к мысли: «Память слабеет, если её не упражняешь».

Вы сами в состоянии создать методы запоминания, подходящие именно Вам.

Вывод

Память – часть сознания, помогающая людям ежедневно. Психология говорит о том, что свойства памяти можно тренировать. Это позволит легче усваивать большой объём информации, что повлияет на скорость принятие решений.

Никто не хочет платить деньги работнику, который постоянно забывает обо всех делах. Никто не станет дружить с человеком, который забывает про дни рождения и путает имена.

Память влияет на успешность, продвижение по карьере, взаимодействие с окружающими людьми. Рассеянность вроде забытых ключей или потерянного телефона – мелочь, с которой можно справиться, если работать над собой.

Если Вы думаете, что у Вас проблемы с памятью, просто забудьте об этом.

Нужна ли память человеку?

Салихова Малика, Республика Татарстан, город Казань, МБОУ «Лицей № 177», 8 «А» класс.

Руководитель: Дасова Рамиля Зинатулловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Без памяти мы бы существовали мгновения. Наше прошедшее было бы мертво для грядущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом .

С. Л. Рубинштейн

Что такое память? Для чего она нужна человеку? Согласно словарю С. И. Ожегова, память – это «способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений».

Память всегда нужна человеку. Вырастая, мы часто вспоминаем свое детство. В школе, благодаря памяти, отвечаем на вопросы учителей. В каникулы, побывав в другом городе, в другой стране, мы стараемся запомнить и потом передать другим впечатления об увиденном, исторических памятниках, живых людях. Все это расширяет наш кругозор, делает богаче наш внутренний мир, помогает стать интереснее для окружающих.

Память связывает прошлое с настоящим. Человек живет не только в настоящем, но и в прошлом и в будущем. И все это благодаря памяти. Наше поколение знает и по урокам истории, и от дедов о страшных днях Великой Отечественной войны. Мы гордимся нашими предками и будем помнить об их славном подвиге всегда! Ведь это история нашей страны, мы должны ее знать, ее надо передавать из поколения в поколение. Об этом надо помнить, чтобы не допустить ничего подобного впредь. Это надо помнить всю жизнь так же, как и то, как в первом классе нас научили писать буквы, складывать слова, читать... Мы запомнили это и уже не забудем никогда.

Понятно, что сейчас человек может пользоваться различными гаджетами, запоминающими информацию так, что человеку и не надо утруждаться. Получается, что человек запоминает не саму информацию, а то, откуда и как получить ее. А хорошо ли это? Зачем человеку пустая голова, в которой нет памяти? Именно эту проблему, на мой взгляд, поднимает в своем знаменитом романе «Буранный полустанок» («И дольше века длится день») Чингиз Айтматов. В произведении вставным сюжетом идет легенда о манкуртах, о страшном наказании, которому подвергались пленные. Им на голову надевали сырую верблюжью шкуру и оставляли бедных людей под палящими лучами солнца. Шкура ссыхалась, в невыносимых муках человек терял память. С этого момента он не помнил ничего: ни отца, ни матери, ни Родины. Становился послушным и исполнительным рабом. В страшном отчаянии мать такого манкурта, Найман-Ана, восклицает: «Можно отнять землю, можно отнять богатство, можно отнять и жизнь….Но кто придумал, кто смеет покушаться на память человеческую?! О господи, если ты есть, как внушил ты такое людям? Разве мало зла на земле и без этого?». Нельзя без содрогания читать эти строки! После прочтения этого романа я поняла, что человеческая память – это бесценный дар, который нужно беречь и развивать.

Свое эссе хочу завершить словами известного английского физиолога Грея Уолтера: «Память - это не брошенная на стол монета, а горящая свеча». Берегите свою память, пусть она «горит» как можно дольше!

- Каждый раз, когда не сможете вспомнить имя или название места, отмечайте в дневнике.
- А если я не смогу вспомнить о дневнике?..

В этой статье мы познакомим вас с принципами работы памяти, расскажем о приемах запоминания и извлечения воспоминаний, поделимся упражнениями, рекомендациями ученых и неожиданными фактами о памяти. Вы это точно запомните 🙂

Как устроена память

Знаете ли вы, что само слово «память» вводит нас в заблуждение. Оно создает впечатление, будто мы говорим о чем-то едином, об одном ментальном навыке. Но за последние пятьдесят лет ученые выяснили, что существует несколько разных процессов запоминания. К примеру, у нас есть краткосрочная и долговременная память.

Все знают, что краткосрочная память используется тогда, когда вам нужно удержать в сознании какую-то мысль в течение примерно минуты (например, телефонный номер, по которому вы собираетесь позвонить). При этом очень важно не думать о чем-то еще - иначе вы сразу забудете номер. Это утверждение справедливо как для молодых, так и для пожилых людей, но для последних его актуальность все же немного выше. Краткосрочная память участвует в различных процессах, например, служит для отслеживания изменений в числе при сложении или вычитании.

Долгосрочная памят ь отвечает за все, что понадобится нам более чем через минуту, даже если в этом промежутке вы отвлекались на что-то другое. Долгосрочная память делится на процедурную и декларативную.

  1. Процедурная память касается действий, к примеру, езды на велосипеде или игры на фортепиано. Если однажды вы научились это делать, впоследствии ваше тело будет просто повторять нужные движения - и управляется это процедурной памятью.
  2. Декларативная память , в свою очередь, участвует в осознанном вызове информации, к примеру, когда вам нужно восстановить список покупок. Этот вид памяти может быть либо вербальным (словесным), либо визуальным (зрительным) и подразделяется на семантическую и эпизодическую память.
  • Семантическая память относится к значению концептов (в частности, к именам людей). Допусти, знание о том, что же такое велосипед, относится этому виду памяти.
  • Эпизодическая память - к событиям. Например, знание о том, когда вы в последний раз отправились на велосипедную прогулку, взывает к вашей эпизодической памяти. Частью эпизодической памяти является автобиографическая - она касается различных событий и жизненных переживаний.

Наконец, мы добрались до проспективной памяти - она относится к вещам, которые вы собираетесь сделать: позвонить в автосервис, или купить букет цветов и навестить свою тетушку, или почистить лоток кота.

Как формируются и возвращаются воспоминания

Воспоминание - это механизм, заставляющий впечатления, полученные в настоящем, влиять на нас в будущем. Для мозга новый опыт означает спонтанную активность нейронов. Когда с нами что-то происходит, кластеры нейронов включаются в действие, передавая дальше электрические импульсы. Работа гена и выработка протеина создают новые синапсы, стимулируют рост новых нейронов.

А вот процесс забывания похож на то, как снег ложится на предметы, укрывая их собой, от чего они становятся белыми-белыми - да такими, что уже не различишь, где что было.

Импульс, провоцирующий извлечение воспоминания - внутреннего (мысли или чувства) или внешнего события, вызывает у мозга ассоциацию со случаем из прошлого. работает как своего рода прогнозирующее устройство: он постоянно готовится к будущему на основании прошлого. Воспоминания обусловливают наше восприятие настоящего за счет «фильтра», через который мы смотрим и автоматически предполагаем, что произойдет дальше.

У механизма извлечения воспоминаний имеется важное свойство. Его удалось тщательно изучить только в последние двадцать пять лет: когда мы достаем из внутреннего хранилища закодированное воспоминание, оно не обязательно распознается как нечто из прошлого.

Возьмем, к примеру, катание на велосипеде. Вы садитесь на велосипед и просто едете, а в мозге срабатывают кластеры нейронов, позволяющие крутить педали, держать равновесие и тормозить. Это один тип воспоминания: событие в прошлом (попытки научиться кататься на велосипеде) повлияли на ваше поведение в настоящем (вы на нем катаетесь), но вы не ощущаете сегодняшнюю велопрогулку как воспоминание о том дне, когда у вас впервые получилось это сделать.

Если же попросить вас припомнить самое первое катание на велосипеде, вы задумаетесь, просканируете хранилище памяти, и, допустим, у вас возникнет образ папы или старшей сестры, которые бежали за вами, вы вспомните страх и боль от первого падения или восторг от того, что вам удалось-таки добраться до ближайшего поворота. И вы будете точно знать, что вспоминаете что-то из прошлого.

Два типа обработки воспоминаний тесно связаны в нашей повседневной жизни. Те, что помогают нам крутить педали, называются имплицитными воспоминаниями, а способность вспомнить день, когда мы научились кататься, - эксплицитными воспоминаниями.

Мастер собирать мозаики

У нас есть кратковременная рабочая память, грифельная доска сознания, на которой мы можем в каждый данный момент поместить какую-либо картину. И, кстати, она имеет ограниченную емкость, где хранятся присутствующие на переднем плане сознания образы. Но есть и другие виды памяти.

В левом полушарии гиппокамп формирует фактические и лингвистические знания; в правом - упорядочивает «кирпичики» жизненной истории по времени и темам. Вся эта работа делает эффективнее «поисковую систему» памяти. Гиппокамп можно сравнить с тем, кто собирает мозаики: он соединяет отдельные фрагменты образов и ощущений имплицитных воспоминаний в полноценные «картинки» фактической и автобиографической памяти.

Если вдруг гиппокамп повредится, например при инсульте, нарушится и память. Дэниел Сигел в своей книге рассказал такую историю: «Однажды на ужине у друзей я встретил человека с такой проблемой. Он вежливо сообщил мне, что у него было несколько двусторонних гиппокамповых инсультов, и просил не обижаться, если я на секунду отойду налить себе воды, а он потом меня не вспомнит. И действительно, я вернулся со стаканом в руках, и мы снова представились друг другу».

Как и некоторые виды снотворного, алкоголь печально известен тем, что временно отключает наш гиппокамп. Однако состояние отключки, вызванное алкоголем, не то же самое, что временная потеря сознания: человек находится в сознании (хотя и недееспособен), но не кодирует происходящее в эксплицитной форме. Люди, испытывающие такие провалы в памяти, могут не помнить, как они попали домой или как встретили чело- века, с которым по утру проснулись в одной постели.

Гиппокамп также отключается в состоянии гнева, и люди, страдающие приступами неконтролируемой ярости, не обязательно лгут, когда утверждают, что не помнят сказанного или сделанного ими в этом измененном состоянии сознания.

Как проверить свою память

Психологи используют разные техники для проверки памяти. Некоторые из них можно провести самостоятельно дома.

  1. Тест на словесную память. Попросите кого-нибудь зачитать вам 15 слов (только не связанных друг с другом слов: «куст, птица, шляпа» и так далее). Повторите их: люди до 45 лет запоминают обычно около 7-9 слов. Затем прослушайте этот список еще четыре раза. Норма: воспроизвести 12–15 слов. Займитесь своими делами и через 15 минут повторите слова (но уже только по памяти). Большинство людей среднего возраста не могут воспроизвести более 10 слов.
  2. Тест на зрительную память. Срисуйте эту сложную диаграмму, а через 20 попробуйте нарисовать ее по памяти. Чем больше деталей вы вспомните, тем лучше у вас развита память.

Как память связана с органами чувств

По словам ученого Майкла Мерцениха, «один из наиболее важных выводов, сделанный на основе результатов недавно проведенного исследования, - то, что органы чувств (слух, зрение и другие) тесно связаны с памятью и когнитивными способностями. Из-за этой взаимозависимости слабость одного часто означает, или даже становится причиной, слабости другого.

Например, известно, что пациенты, страдающие болезнью Альцгеймера, постепенно теряют память. А одним из проявлений этой болезни бывает то, что они начинают меньше есть. Оказалось, что, поскольку среди симптомов этого заболевания есть и расстройство зрения, больные (помимо прочих причин) просто не видят еду…

Другой пример касается нормальных возрастных изменений познавательной деятельности. Старея, человек становится все более забывчивым и рассеянным. Объясняется это во многом тем, что мозг уже не так хорошо, как прежде, обрабатывает сенсорные сигналы. В результате мы утрачиваем способность сохранять новые зрительные образы своего опыта в таком же четком виде, как раньше, и впоследствии у нас возникают проблемы с их использованием и восстановлением».

Кстати, любопытно, что воздействие синего света усиливает реакцию на эмоциональные раздражители гипоталамуса и миндалины, то есть участков мозга, ответственных за организацию внимания и памяти. Так что смотреть на все оттенки синего полезно.

Приемы и упражнения для тренировки памяти

Первое и самое главное, что нужно знать, чтобы память была хорошей - . Исследования продемонстрировали, что гиппокамп, ответственный за пространственную память, увеличен у водителей такси. Это значит, что чем чаще вы занимаетесь деятельностью, которая задействует память, тем лучше вы ее прокачиваете.

А также вот еще несколько приемов, которые помогут вам развивать память, улучшать способность вспоминать и запоминать все, что нужно.


1. Безумствуйте!

Итак, зачем нужно улучшать свою память? Смешной вопрос, скажете Вы. Ведь каждому известно, что такое хорошая память. Однако, многие люди крайне упрощенно воспринимают свою память, и поэтому не понимают как её развитие влияет на другие способности. Их логика сводится к следующим аргументам:

Улучшится возможность в запоминании? Но я и так помню всё что мне нужно. Я уже вполне приспособился к своим способностям, номера телефонов хранятся в сотовом телефоне, если что нужно посложнее - можно и записать. Поскольку проблемы с памятью уже как-то решились, то нет нужды еще и на неё тратить время. В конце концов главное не память, а мышление, интеллект, способность обрабатывать информацию.

Большинство людей думает, что улучшив свою память они сделают из своей головы фотоаппарат или магнитофон, и других преимуществ не видят. Но развитие памяти это не только память, но и мышление, воображение, внимание, и многое другое, без чего немыслима эффективная умственная деятельность человека.

Итак, чего достигает человек тренируя память?

  1. Внимание. Необходимость контролировать ход своих мыслей, постоянная концентрация на объектах запоминания приводит к улучшению внимания. В результате человеку становится легче сосредоточиваться на текущих делах и проблемах, его жизнь становится гораздо организованнее, меньше подверженной влиянию помех.
  2. Мышление. Развитие памяти улучшает и мышление за счет того, что постоянно приходится работать с мысленными объектами, придумывать связывающие их ассоциации. В результате развивается ассоциативное мышление - ответственное за обобщение и абстракцию и наглядно-образное - использование, которого помогает целостному восприятию реальности и интуитивному решению проблем. Ну и разумеется просто сама способность к запоминанию помогает мышлению. Если все необходимые факты оказываются под рукой, то в процессе мышления оказывается меньше необходимости задерживаться на решении второстепенных проблем, по получению необходимой информации. Не секрет: пока найдёшь нужную информацию - забудешь, зачем она нужна. Особенно если ищешь её с помощью интернета - попутно попадается столько интересного, что процесс поиска оказывается “важнее” результата и когда найдёшь искомое, уже забываешь с чего же всё начиналось.
  3. Воображение и творческая деятельность. Ассоциации, придумываемые мнемонистом, часто необычны и абсурдны. Связывая объекты приходится создавать невероятное. Уже через некоторое время после начала занятий можно заметить, что при решении своих проблем начинаешь использовать методы, раньше казавшиеся слишком нестандартными. А неразрешимые проблемы вдруг получают простое и элегантное решение.
  4. Защита мозга человека от возрастных изменений. То, что мы не используем, мы теряем. Это хорошо видно на примере физических способностей человека. В какой бы хорошей физической форме вы не находились если вести малоподвижный образ жизни, не давать своему организму физической нагрузки, то через некоторое время мышцы атрофируются и станут дряблыми, появится одышка, и куча других проблем связанных с сердцем, давлением и т.д. Если же вести активный образ жизни, совершать длительные прогулки, посещать в бассейн или тренажерный зал, то проблем со здоровьем можно избежать. То же самое относится и к ментальным возможностям организма. Широко распространено мнение, что с возрастом умственные способности человека ухудшаются. Как показывают исследования часто действительно так и происходит. Но ухудшение способностей человека не является таким уж необратимым. Если продолжать использовать свой мозг, давать ему нагрузку, то его состояние как минимум не будет ухудшаться. Ухудшению способностей мозга можно воспрепятствовать решая кроссворды или логические задачи. Выполняя упражнения по развитию памяти также можно воспрепятствовать ухудшению умственных способностей - памяти, концентрации внимания, мышления и пр.

Как мы с Вами видим, развитие памяти помогает не только памяти, но и способствует гармоничному развитию других способностей человека.

Всему этому и не только Вы можете научиться в «Школе скорочтения и управления информацией Васильевой Л.Л."