Надо ли сюсюкать с ребенком. Почему нельзя сюсюкать с ребёнком Можно ли сюсюкать с маленькими детьми

Говорят, что для правильного развития речи ребёнка нельзя с ним «сюсюкать», используя разные «детские», сокращённые и облегчённые, слова или бессмысленные сочетания звуков. Это правда? Ведь так хочется «посюсюкать».

Ответ

Вава, бо-бо, кака, ням-ням, гули-гули и прочие «детские» слова, а также не содержащие особого смысла слова вроде агу, муси-пуси , родители используют в общении с детьми младенческого возраста инстинктивно и на протяжении столетий. Родители как бы повторяют детский лепет, желая быть максимально близкими и понятными своему ребёнку. Это первый и естественный этап становления коммуникативных способностей малыша.

На этом этапе важно не столько правильное произнесение слов и чёткое понимание их смысла, сколько установление контакта: ребёнок учится реагировать на речь и обращать внимание взрослых к себе (пока ещё не важен смысл слов, а лишь сам факт этой речи, её интонации, через которые выражается эмоциональное отношение родителя к ребёнку и происходящему вокруг).

Детский лепет — естественный и необходимый этап развития речи, потому что, прежде чем говорить сложные слова, ребёнок должен научиться произносить слова простые, односложные, с повторяюшимися слогами. Что-то упало — вы говорите «бах», ребёнок повторяет за вами. Использование на этом этапе специальных детских слов (киса вместо кошка и пр.) бывает оправданным. Говорить сразу на правильном грамотном языке ребёнок не может, он должен пройти через простое звукоподражание.

Показывая ребёнку собаку, вы говорите, что это собака (собачка) и показываете, как она лает: «гав-гав». Ребёнок в дальнейшем может узнавать собачку, говоря «ав-ав». Не надо требовать от него сразу называть собаку собакой, автомобиль автомобилем и т. д., потому что он всё равно этого не сможет сделать, а получит свои, сокращённые, детские, аналоги этих слов.

Вред, о котором говорят противники использования «детского» языка, будет в том случае, если взрослый использует только облегчённый детский язык, идёт на поводу у ребёнка, повторяя за ним сокращённые, изменённые слова и вводя их в свой лексикон общения. Речь взрослого даже на начальном этапе общения с ребёнком должна быть полноценной, грамотной (конечно, содержательно-лексически соответствующей детскому возрасту). Необходимо понимать, что нельзя долго оставаться на этапе упрощённого языка, а необходимо развитие, усложнение — иначе в дальнейшем у ребёнка возникнут проблемы с произношением тех или иных звуков (дислалия), словарным запасом, уровнем владения речью и общим уровнем развития. Ненормально, когда ребёнок в 5 лет не знает слово «нельзя», а понимает только «кака».

Если под сюсюканьем понимать постоянное употребление слов в уменьшительно-ласкательной форме («Скушай, лапонька, ещё одну ложечку кашки, а потом поедем на автобусике в магазинчик покупать молочко!»), да ещё утрированно смягчая согласные звуки («молосько», «каська»), то это, конечно, не правильно. Всему должна быть мера.

Чистое же эмоциональное сюсюканье, которым взрослый показывает свою любовь к малышу во время нянченья, и проявляющееся в придумывании на ходу различных складушек типа траташушки-тра-та-та , ай-люлюшеньки-люлю , муси-пуси , тюти-матюти , часто произносимых с подчёркнутым интонированием, повторением или нараспев, как говорят некоторые исследователи, не только не является вредным, но есть необходимое условие полноценного развития мозга младенца и его эмоциональной сферы. Повторение одинаковых и однородных согласных звуков (аллитерация) и повторение гласных звуков (ассонанс) подготавливает ребёнка к восприятию в будущем поэзии, танца, музыки, литературы.

Так что сюсюкайте на радость и здоровье, соблюдая меру.

Часто при виде маленького трогательного новорожденного крохи или очаровательно-умилительного малыша 3-5 лет многие, казалось бы, серьёзные взрослые люди вдруг преображаются и резко переходят на какой-то неестественный птичий язык, изобилующий всевозможными полусловами неясного происхождения. Попросту говоря, начинают сюсюкать. В отношении этого явления общественность разделилась на два прямо противоположных лагеря: одни считают, что делать этого нельзя категорически, другие же утверждают, что это необходимо и заложено в нас, людях, на генетическом уровне.

Для того, что бы попытаться понять, на чьей стороне истина, необходимо, прежде всего, разобраться, что считается сюсюканьем и в какой форме оно чаще всего проявляется.

Под сюсюканьем подразумевается:

  • любое намеренное искажение слов или звуков («халёсый матик» вместо «хороший мальчик»);
  • упрощение сложных слов (машина – «бибика», кушать – «ням-ням», гулять – «гуль-гуль»);
  • подражание детскому произношению;
  • чрезмерное употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Всё это сопровождается изменением интонации речи. Меняется тон, тембр, динамика. Речь становится слишком мягкой, нежной, милой, радостной; голос выше, чем обычно; слова произносятся нараспев.

Почему же так происходит?

Конечно, в первую очередь многими взрослыми, особенно родителями и близкими, движет любовь и умиление. Мало у кого получается обращаться по-взрослому к совсем ещё крошечному человеку. Да и нужно ли это, если, речь идёт, скажем, о малыше, которому всего несколько дней или недель? Родители просто не знают, как по-другому выказать свою любовь к ребёнку, передать ему свои эмоции.

Также причиной сюсюканья может стать, наоборот, отсутствие искренних чувств к ребёнку. Чаще это бывает со стороны неблизких родственников, друзей семьи или посторонних людей. Взрослый чувствует себя не в своей тарелке рядом с малышом, хотя умом понимает, что это же маленький ребёнок, им нужно умиляться и испытывать к нему хотя бы симпатию, но этих чувств и эмоций на самом деле нет. Он боится показаться излишне грубым и пытается скрыть своё равнодушное или даже неприязненное отношение, начиная сюсюкать.

Кроме того, такая манера разговаривать с детьми присуща инфантильным людям, которые сами немного застряли в детстве. Не стоит ожидать нормального взрослого общения от людей, личность которых, несмотря на возраст, осталась незрелой, несформировавшейся должным образом.

К чему же может привести сюсюканье, насколько это вредно для детей?

Начать стоит с того, что специалисты рекомендуют разговаривать с ребёнком с первых дней жизни. Малышу важно слышать обращённую речь. В 4-5 недель от роду он уже начинает проявлять явный интерес к речи взрослых, в 5-6 месяцев пытается воспроизводить какие-то звуки (появляется лепет), к 9-10 месяцам уже произносит первые простые слова («мама», «папа»). Ребёнок познаёт мир, наблюдает за взрослыми, впитывает всё, как губка. Он слушает, как говорят родители, следит за их артикуляцией, пытается им подражать, издавать похожие звуки. И на данном этапе сюсюканье может сыграть злую шутку. Ведь если взрослый всё время коверкает звуки, заменяет одни другими, например, «ш» на «ф», произнося «малыф», откуда ребёнку узнать, что звук «ш» вообще существует? Кроме того, всяческие «уси-пуси» не несут в себе никакой смысловой нагрузки и только сбивают с толку. Для ребёнка будет гораздо полезнее, если взрослый будет просто и понятно комментировать свои действия или давать доступную характеристику предметам (например: «это мячик, он красный, посмотри, как он скачет»).

Если родители, бабушки дедушки, а бывает, что и воспитатели в детском саду продолжают разговаривать с ребёнком таким образом, у него формируется неверное представление о родном языке, неправильное произношение становится для него нормой, и не из-за того, что у него есть какие-то проблемы с дикцией, а потому что он просто не знает, как надо говорить.

Ещё одна грубая ошибка – передразнивать малыша, подстраивая под него свою речь. Сказал он что-то неправильно, забавно, все посмеялись, не объяснили, как надо, и ввели это слово в обиход. И вот уже вся семья говорит «бабака» вместо «собака».

Часто «засюсюканные» в раннем возрасте детишки даже после перехода из детского сада в школу продолжают говорить неверно. И бывает, что переучивать их приходится уже логопеду.

Помимо сложностей в развитии речи сюсюканье может повлечь проблемы психологического характера. Даже трёхлетнему малышу уже неприятно и не по себе, когда к нему наклоняется незнакомый взрослый и начинает приторно-сладким голосом говорить: «Ути бозе мой, кааакой холёёёсенький зайтик!». Подросшему ребёнку, который уже имеет опыт общения с другими людьми и замечает, что не все вокруг разговаривают так, со временем может стать просто неловко. Он будет стесняться своих родителей и самого себя (ведь он половину слово говорит неверно). Ребёнок может замкнуться, стать неуверенным в себе, почувствовать себя не таким, как все.

Положительные аспекты сюсюканья

Не исключая всё выше сказанное, нужно отметить, что сюсюканье не является сугубо вредным.

Сложно не согласиться с тем, что все мы так или иначе сюсюкаем с маленькими детишками. У каждой мамы в лексиконе есть милые словечки, которые она использует в общении со своим малышом. Сюсюканье действительно свойственно людям на уровне инстинкта, и значит, для чего-то оно всё-таки нужно.

Во-первых, сама «сюсюкательная» интонация в раннем возрасте малыша даже полезна. В первые недели жизни ребёнок слышит речь взрослых как нечто монотонное, когда же родители сюсюкают, смягчая произношение и меняя тембр голоса, малыш лучше воспринимает звуки. С помощью ласковой интонации можно заинтересовать ребёнка, расположить его к себе, успокоить. Сюсюкая, взрослый утрирует свою речь, и это помогает младенцу овладевать её просодической стороной, он лучше усваивает ритм, интонации, частоты, характерные для его родного языка.

По поводу упрощённых слов нужно сказать, что на определённом этапе они не то, что не вредны, а даже важны и полезны для малыша. Пока он совсем маленький, ему сложно воспринимать длинные слова. Поэтому нет ничего страшного, если годовалый малыш называет уточку «кря-кря», а куклу — «ляля». Просто нужно следить, чтобы по мере взросления ребёнка эти полуслова постепенно исчезали из его лексикона.

Подводя итог, скажем, что в вопросе сюсюканья важно знать меру, чувствовать золотую середину. Избыточное сюсюканье, безусловно, вредит малышам. Но совсем исключать его не стоит. Коверкать слова, а тем более звуки ни в коем случае нельзя, это может привести к неправильному формированию речи. А вот особый тон и употребление уменьшительно-ласкательных форм просто необходимо. Наличие слов-сокращений помогает ребёнку быстрее научиться говорить, ласковая интонация способствует правильному эмоциональному развитию. Главное, родителям нужно помнить, что их малыш взрослеет, развивается, расширят свой кругозор. Важно вовремя прекратить сюсюкаться с ребёнком, и когда ему исполнится год, с ним уже нужно разговаривать иначе, чем в первые месяцы жизни.

По поводу сюсюканья очень часто высказываются достаточно противоречивые мнения. Одни говорят, что сюсюканье с ребенком до трех лет не только не вредно, но и жизненно необходимо. Другие утверждают, что с самого рождения ребенок должен слышать только правильное произношение слов, без упрощений и искажений. Для начала надо разобраться, что такое сюсюканье и почему оно вызывает у родителей, воспитателей и учителей столько споров и разногласий.

Во-первых, под сюсюканьем понимается чаще всего любое искажение или упрощение слов и словосочетаний. Если упрощение некоторых сложных в произношении слов воспринимается более сдержанно и оправдывается недостаточно развитым речевым аппаратом ребенка и трудностями восприятия и запоминания, то намеренное искажение простых слов вызывает у многих чаще всего резкий протест.

Во-вторых, при общении с ребенком до года употребление каких-либо слов, кроме двухсложных типа «папа», «мама», «баба» и «деда» вызывает определенные трудности. После года, когда ребенок понемногу начинает сам более-менее четко произносить подобные слова, можно постепенно переходить к более сложным формам. Вот тут-то и надо особенно внимательно следить за тем, что ребенку преподносят и как он это воспринимает.

Очень часто любящие бабушки и дедушки, а ведь, как правило, именно они и являются первыми воспитателями ребенка, совершенно не отдавая себе отчет, коверкают слова, передразнивают ребенка и подстраивают под него свою речь. Винить их в этом не стоит, они делают это не со зла, а от большой любви. Однако родителям надо иметь в виду, что шепелявое , невнятное произношение слов может надолго запомниться ребенку, станет для него нормой . Переучить его будет практически невозможно.

В детском садике нередко воспитатели продолжают эту «славную традицию» бабушек и дедушек, продолжая общаться с ребенком на таком вот своем «птичьем языке» . Результатом всего этого является то, что многие дети при поступлении в школу произносят некоторые слова именно так, как они привыкли произносить их дома и в детском саду. У логопеда может сложиться неверное представление о том, что ребенок страдает дефектами речи, а на самом деле он просто не знает, как надо правильно произносить эти слова. Эффект усиливается, когда при общении с ребенком коверкаются не только слова, но и вообще звуки речи .

Мало того, если родители захотят переложить часть своих воспитательных забот «на плечи», например, видеопроигрывателя, то их ждет глубокое разочарование – многие мультфильмы, в том числе обучающие и познавательные озвучены с явным коверканьем слов по образцу «детского лепета». По мнению создателей подобных «шедевров» дети так охотнее слушают и лучше воспринимают происходящее на экране. Кстати, доверять свои заботы бездушным механизмам вообще не стоит, поскольку у ребенка может совсем пропасть охота к живому общению. Говорить что-то себе под нос он будет, но вступать в диалог вряд ли захочет.

Каких-то полвека назад, когда были популярны виниловые пластинки и катушечные магнитофоны, студия Грамзаписи выпускала множество аудиоматериала со сказками, пьесами, детскими песенками, в том числе колыбельными. О коверкании слов там не могло быть и речи, такую запись просто не пропустила бы строгая цензура. Сказки читались профессиональными дикторами и чтецами, а песни исполнялись профессиональными певцами или хором. И ведь речь подавляющего большинства детей уже в четырехлетнем возрасте была поставлена очень хорошо. Конечно, полагаться на подобные суррогаты живой речи также не следует. Обязательно нужно читать ребенку книжки вслух, рассказывать ему сказки на ночь, чтобы он видел движение губ , видел, как надо говорить.

Что касается самой интонации произнесения слов, то тут сюсюканье в раннем возрасте играет положительную роль. Дело в том, что у ребенка в раннем возрасте, когда у него только начинает развиваться внимание, любая речь взрослых воспринимается как монотонный шум, поскольку он не знает значения слов. Когда обращаются к ребенку с любовью и лаской, с высокими интонациями и с улыбкой, сюсюкая, он воспринимает это как очень важную для себя информацию и невольно начинает подражать движениям губ, языка, пытаясь это повторить. Чем раньше ему это удастся, тем лучше. Естественно, что повторить он сможет только очень простые слова.

Из всего вышесказанного следует, что общаться с ребенком надо нормальным языком, без коверканья слов и звуков. Допускается уменьшительно-ласкательная форма слов, которая позволяет облегчить общение с ребенком. Обязательным условием при общении с ребенком является близкий контакт, ребенок должен видеть рот говорящего человека, чтобы правильно воспроизвести все услышанное. В детском саду следует обращать особое внимание на то, на каком «языке» общается ребенок.

Давайте разберемся, как имен­но у взрослых появляется это желание - сюсюкать с детьми.

  • Практически все люди так себя ведут - значит, это нор­мально. Именно таким обра­зом мы обычно рассуждаем.
  • Сюсюканье привычному к нему малышу даже приятно.
  • Самому взрослому тоже нра­вится подобная игра - можно ощутить свое преимущество пе­ред ребенком.

Опасно для малыша

На самом же деле эта манера чрезвычайно вредна для малы­шей. Сюсюкающий взрослый, сам того не подозревая, «кор­мит» ребенка психологическим допингом, а это опасно: подсев на него, малыш не захочет выпол­нять установленные правила, трудиться, заботиться о других людях. Ведь он получает доста­точное удовлетворение, испол­няя легкую и приятную роль за­бавной домашней игрушки.

Конечно, ни одна мама спе­циально не стремится нанести своему малышу вред. Но тем не менее наносит. «Сон разу­ма рождает чудовищ», - ска­зал Франсиско Гойя.

Сюсюканье - характерный пример неразумного поведения взрослых людей. Любить ребен­ка для себя и любить его ради не­го самого - это «две довольно большие разницы». Любить ре­бенка для него самого - труд­нее, и этому зачастую нужно спе­циально учиться.

На самом деле свое родное дитя любит каждая мама. А вот научиться его уважать способны далеко не все. Вот почему уви­деть в малыше не просто хоро­шенькую куколку, а настояще­го, полноценного человека - это целое достижение.

Следует помнить: любовь приносит пользу, дает силы, а не расслабляет и разнежива­ет тогда, когда она сочетается с уважением и если она разумна.

Как общаться с ребенком?

Привычные слова. С ре­бенком следует говорить внятно и просто - но так же, как с ос­тальными: машину называть машиной, собаку - собакой.

Правильный тон. Избе­гая излишней слащавости, нужно быть естественной. Конечно, мать говорит со своим малышом не так, как с други­ми людьми, но ласка и уважи­тельное отношение не могут помешать друг другу.

Контроль. Не стоит позво­лять людям, с которыми ма­лыш довольно часто контакти­рует, сюсюкать с ним - нужно делать осторожные замечания, если не помогает - запрещать разговаривать в таком тоне.

Признание. Необходимо относиться к ребенку как к са­мостоятельному человеку, а не малышу-несмышленышу.

Как часто от современных продвинутых мам можно услышать нечто вроде: «Терпеть не могу, когда с детьми сюсюкают! Я разговариваю с сыном (дочкой) только нормальным языком»! Считается, что использование упрощенных и уменьшительных слов тормозит развитие речи ребенка, заставляет его самого говорить неправильно, способствует формированию инфантилизма в будущем. Главный аргумент противников сюсюканья тоже звучит убедительно: не каждому под силу спокойно слушать, как иная пожилая дама (они грешат этим чаще) в диалоге с малолетним внуком безбожно коверкает великий и могучий.

Все это так, но, милые мамы, давайте будем честны с самими собой. Несмотря на все наши продвинутость, образованность и священное негодование в адрес сюсюкающих бабушек, мы сами порой едва сдерживаемся, чтобы при взгляде на маленькое трогательное существо не излить на него поток нежнейших благоглупостей. В особо интимные моменты, обращаясь к ребенку, мы непроизвольно меняем тембр голоса и интонацию. И, безусловно, в лексиконе каждой любящей мамы есть целый набор несуразных ласковых прозвищ для обожаемого чада. Так что же, неужели нужно пожертвовать всем этим во имя правильного воспитания?

Интересно узнать мнение специалистов по данному вопросу. А они, как ни странно, относятся к проблеме сюсюканья не столь категорично. Детские психологи утверждают : ребенку первого года жизни необходимо слышать обращенную к нему речь, а лучше всего он воспринимает ее именно в таком виде. Неосознанно повышая тембр голоса, придавая ему мелодичность, используя ласковые слова, мы повинуемся древнему инстинкту. Благодаря этому малыш более полноценно усваивает родную речь на слух.

В защиту сюсюканья выступает еще одна неоспоримая истина: ребенку нужна любовь, в том числе и в словесном проявлении. А разве существует иной понятный малышу способ выражения нежных чувств посредством речи?

Что касается слов-сокращений, которые так раздражают некоторых («ням-ням» вместо «кушать», «ав-ав» вместо «собака» и других), то и их, оказывается, не стоит безжалостно изгонять из лексикона. Такой лепетный язык на начальной стадии освоения речи ребенку более понятен. Малыш скорее воспроизведет упрощенное слово, чем правильное. Конечно, впоследствии всевозможные «би-би», «кря-кря», «ляля» и «кака» должны уступить место нормальной человеческой речи.

Из всего вышесказанного делаем выводы.

1. Избыточное с ребенком и намеренное искажение слов действительно вредны, особенно если они вытесняют правильную речь. К счастью, среди адекватных родителей такое встречается редко.

2. В разумных пределах сюсюканье не только допустимо, но и необходимо для нормального речевого и эмоционального развития ребенка. Правда, здесь имеется в виду не коверкание языка на манер детского произношения, а особый тон и употребление уменьшительно-ласкательных слов.

3. Стремление к использованию в определенных ситуациях «детского языка» присутствует в нас на уровне инстинкта. Сопротивляться ему бесполезно и бессмысленно. И если природа так задумала, значит, это кому-нибудь нужно. Кому - нетрудно догадаться.

4. Упрощенные слова помогают ребенку быстрее научиться говорить. Для полуторагодовалого карапуза нормально, если речь состоит исключительно из них. Конечно, когда четырехлетка предпочитает называть машину бибикой, а подругу по детской площадке - лялей, это уже, простите, клинический случай. Поэтому по мере активного речи ребенка от таких «полуслов» надо постепенно отказываться.

5. Наконец, главный вывод: как бы ни выражалась ваша любовь к малышу, ее не может быть слишком много.