Как делать уроки с гиперактивным ребенком. Шесть правил общения с гиперактивным ребенком

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

Свердловской области для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Тавдинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

«КАК ОБУЧАТЬ И ВОСПИТЫВАТЬ

ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»

Составил:

Учитель-дефектолог I категории

И.В. Кремлева

Как обучать и воспитывать

ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

в коррекционной школе

1. Гиперкинетический синдром – СДВГ

(синдром дефицита внимания с гиперактивностью)

Сравнительно недавно психологи и специалисты по детскому развитию выделили гиперкинетический синдром.

Сегодня участковые педиатры сталкиваются с детской гиперактивностью не так уж редко. Возникает вопрос: гиперактивные дети - медицинский диагноз или поведенческая проблема?

Гиперактивность («активный» - от латинского «activus» - деятельный, действенный, «гипер» - от греческого «hyper» - над, сверху - указывает на превышение нормы) у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью и импульсивностью.

История изучения этого заболевания имеет недлинный, но насыщенный фактами период, составляющий около 150 лет. Впервые описал чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, немецкий врач-психоневролог Генри Хоффман Он дал ему прозвище Непоседа Фил. Заслуга, как первым авторам, сфокусировавшим серьезное научное внимание на поведенческих аспектах детей принадлежит George Still и Alfred Tredgold (1902, 1908 гг.).

Несмотря на то, что изучением невротических отклонений поведения и учебных трудностей занимались многие ученые, долгое время не существовало научного определения таких состоянии, были периоды спада и повышения интереса к этой проблеме.

Интерес и сложность проблемы заключается в том, что она является комплексной: медицинской, психологической и педагогической (Z. Tresohlava, 1974; G. Weiss, L. Hechtman, 1986). В 1980 году Американской психиатрической ассоциацией был впервые представлен термин «attention deficit - дефицит внимания. Базовым симптомом синдрома стало «нарушение внимания». Это было особенно тем, что нарушение внимания встречается у всех детей с этим синдромом, а повышенная двигательная активность не всегда (J. Biederman et al., 1991; М. Gaub, С. L. Carlson, 1997; Т. E. Brown, 2000). Помимо нарушения внимания, выделяется также несоответствующее норме поведение ребенка.

В настоящее время по отношению к детям, у которых на первое место выходят исключительно нарушения внимания, осложненные двигательной и речевой активностью, стали использовать термин «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

В ходе 10-летнего исследования доказано, что размер головного мозга у детей и подростков с гиперактивностью на 3-4% меньше. Более того, чем меньше мозг, тем сильнее гиперактивность. По мнению, специалистов, эти данные указывают на то, что гиперактивность не является результатом плохого воспитания, а имеет биологическую природу (источник: Studi: Hyperactivy Children, Teens Haves Smaller Brains /Associated Press.

В настоящее время СДВГ рассматривается как нейробиологическое нарушение, этиология и патогенез которого носят комбинированный характер.

Не исключаются и причины социально-психологического порядка, такие как стресс матери во время беременности, неблагоприятная семейная обстановка.

Распространенность данного нарушения в разных странах колеблется от 24 до 40% среди детей, испытывающих трудности в адаптации. По данным Н.Н. Заваденко, частота проявлений данного синдрома в общеобразовательной школе - 6,6%, при этом среди мальчиков эта цифра достигает 11,2, а среди девочек - 2%. Гиперактивность нередко осложняется вторичными невротическими и поведенческими реакциями.

Кроме того, отмечается и значение генетического фактора. Замечено, что в большом проценте случаев у родителей детей с СДВГ в детстве наблюдались те же симптомы. Была выдвинута гипотеза о существовании наследственной предрасположенности к этому заболеванию (Т.Б. Глезерман).

Симптомокомплекс СДВГ включает в себя невнимательность, гиперактивность, импульсивность, трудности в обучении и межличностных отношениях. Обычно это нарушение сочетается с поведенческими и тревожными расстройствами, задержками в формировании языка и речи, а также школьных навыков. Таким образом, этот синдром относится к категории пограничных расстройств и находится в центре внимания медицинских, психологических, педагогических и других исследований (K.L. О" Cornell, 1996; М. Klockars, 2001). По выраженности симптомов врачи классифицируют заболевание на три группы: легкую, среднюю и тяжелую.

Данный синдром часто встречается у умственно неполноценных детей, а также детей, страдающих эпилепсией или имеющих какое-либо заболевание головного мозга. Для лечения назначаются амфетамины, и проводится поведенческая терапия; семья, в которой живет такой ребенок, должна постоянно получать советы и практическую помощь психолога и врача.

2. Портрет гиперактивного ребенка

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим.

Как правило, гиперактивный ребенок суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него наблюдается плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов.

При этом заболевании в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним - вполне посильная задача.

Подход к лечению, воспитанию и адаптации гиперактивного ребенка в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю.С. Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться».

Работа с такими детьми, помимо медикаментозного лечения, назначаемого невропатологом, поведенческой психокоррекции в форме систематического моделирования желательного поведения, должна включать психолого-педагогические мероприятия, имеющие своей целью развитие внимания, волевого самоконтроля и социальных способов удовлетворения потребности в повышенной двигательной активности.

Психологическую характеристику состояния ребенка при СДВГ делает психолог на основе бесед с родителями и другими членами семьи, наблюдений за ребенком на приеме, во время занятий игр. Он старается дополнить информацию об особенностях поведения и развития ребенка, полученного врачом. Оценивается степень развития школьных навыков и социальные условия жизни.

В ходе психологического обследования проводится оценка уровня развития когнитивных функций (внимания, памяти, мышления), а также эмоциональных особенностей и двигательной сферы. Обращается внимание на личностные особенности ребенка, наличие акцентуаций (крайних проявлений) характера (всего 11 типов).

Возникновение симптомов заболевания относят к началу посещения детского сада (3 года), а первое ухудшение - к началу обучения в школе. Максимальная выраженность проявлений синдрома совпадает с критическими периодами становления центральной нервной системы у детей. 3 года начало активного развития внимания, памяти, речи. Форсированное повышение нагрузок в этом возрасте может привести не только к нарушениям поведения в виде упрямства и непослушания, но и к отставанию в нервно-психическом развитии. Возраст 6-7 лет - критический период не только для становления письменной речи, но также произвольного внимания, памяти, целенаправленного поведения и других функций высшей нервной деятельности.

Поэтому если в дошкольном возрасте среди детей с СДВГ преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, повышенная утомляемость, инфантилизм, импульсивность, то у школьников на первый план выступают трудности обучения и отклонения в поведении. В_ подростковом возрасте симптомы заболевания могут стать причиной развития асоциального поведения: правонарушений, алкоголизма, наркомании. Неадекватность поведения, социальная дезадаптация, различные личностные расстройства могут стать причиной неудач и во взрослой жизни.

Обычно жалобы родителей таких детей: сверхподвижен, ни секунды не может усидеть на месте, крутится, как волчок, очень отвлекаем, не может сконцентрироваться, не в состоянии закончить начатое. Родители характеризуют своего ребенка как чрезвычайно подвижного, непоседу, непослушного, у них постоянно возникают конфликты, они кричат друг на друга, а потом раскаиваются. Если мама после конфликта долго переживает, то у ее сына все «как с гуся вода» - через минуту он весел, забыл конфликт и его последствия. У таких детей может наблюдаться отсутствие элементарной стеснительности по отношению к чужим людям, бессердечного отношения к животным.

Наряду с гиперактивным, импульсивным типом синдрома дефицита внимания встречается, но значительно реже, так называемый невнимательный тип . Такие дети характеризуются «как чрезвычайно неорганизованные и хаотичные». Они постоянно забывают или теряют учебники, варежки, ключи и другие предметы.

Такие дети часто бросают занятие, так и не достигнув результата. Ребенок не только не способен завершить выполнение поставленной задачи, но и небрежен в ее выполнении, часто это касается школьных заданий.

На уроке он не может работать вместе со всем классом, ему трудно вспомнить инструкцию учителя, он постоянно отвлекается на окружающие звуки или зрительные раздражители, которых другие ученики не замечают. Отвлекаемость может быть связана с собственным телом, одеждой, другими предметами. Их повышенная активность, неспособность сосредоточиться на чем-либо, а также нарушения восприятия, недостаточность речевого развития создают основу для возникновения учебных трудностей. Хотя психологи отмечают у них средний или даже выше среднего коэффициент интеллекта.

Также специалисты отмечают у этих детей нарушения памяти, сниженную умственную работоспособность, повышенную утомляемость. При выполнении заданий делает много ошибок, но не из-за непонимания, а из-за невнимательности. Рассеянность увеличивается по мере увеличения продолжительности выполнения заданий. Продуктивность работы таких детей в классе очень низкая. Основные характеристики внимания: концентрация, переключение, устойчивость, распределение, объем - у них ниже нормы. Объем оперативной памяти и мышления снижен, большая часть усвоенной информации забывается. Долговременная память слабая, так как временные связи образуются с трудом.

Характерная черта умственной деятельности детей с СДВГ - цикличность. Время, в течение которого они могут продуктивно работать, не превышает 5-15 минут, по истечении которых они теряют контроль над умственной активностью (3-7 минут мозг «отдыхает»), затем ребенок опять может работать 5-15 минут.

Имея неплохие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются сниженным интересом к интеллектуальным занятиям, художественно-изобразительному искусству, любопытны, но не любознательны.

Определенные отклонения в мотивационной сфере, что проявляется частыми отказами что-либо делать, приводят к отсутствию интереса к систематическим, требующим внимания занятиям.

Проблемы с вниманием часто сопровождаются повышенной двигательной активностью или двигательной расторможенностью, т.е. активная самостоятельно направленная деятельность, у этих детей развита слабо. Именно высокая реактивность отмечается при характеристике поведения и свойственна чаще мальчикам. Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми. Им свойственна импульсивность поступков («сначала сделает, а потом думает»), а это приводит к тому, что ребенок часто попадает в ситуации опасные для него, повышен травматизм. У некоторых детей интеграция ощущений слабо развита, т.е. мозг не может полноценно переработать поток чувствительной информации. J. Ayres (1984) назвал это соинтегративной дисфункцией, которая может проявляться в низкой чувствительности к холоду и боли, иногда в сочетании с сверхчувствительностью к легким прикосновениям, и пониженной чувствительности к стимулированию вестибулярного аппарата. Они переносят качания и вращения на качелях легче, чем другие дети и у них не наблюдается головокружение и наличие нистагма. У детей с СДВГ снижены показатели равновесия без зрительного контроля, координации движений, равновесия, зрительно-пространственной координации.

Двигательные трудности проявляются в выполнении автоматизированных движений, мелкой моторики и навыков самообслуживания. Дети испытывают трудности при выполнении движений, которые требуют высокой степени автоматизма и координации.

Деятельность гиперактивных детей нецеленаправленна, маломативирована и не зависит от ситуации - они подвижны всегда. Такие дети все время торопятся, суетятся, много раз переспрашивают задание. В тетрадях у них грязно, много ошибок и зачеркиваний. Им трудно самоорганизоваться и контролировать свое поведение. Гиперактивному ребенку больше всех грозит непонимание со стороны окружающих. В результате ребенок может ожесточиться и стать агрессивным.

Также у гиперактивных детей наблюдается нарушения эмоциональной сферы. Прежде всего, это чрезмерная возбудимость и импульсивность, обусловленные дефицитом сдерживающего контроля и саморегуляции поведения. Ребенок проявляет повышенную эмоциональную болтливость, частую смену настроения от слез к смеху и наоборот. Такие дети могут быть очень общительными они легко идут на контакт с незнакомыми людьми, более того навязывают свое общение окружающим, часто применяя для этого неадекватные методы, поэтому становятся нежелательными членами детского коллектива. Гиперактивного ребенка можно сразу выделить из группы других детей по характерной позе, поведению «бойцовского петушка», готового броситься в драку.

Гиперактивные дети своим поведением с самого раннего детства как бы бросают вызов окружающему миру. Они не похожи на других детей, их поведение резко выходит за рамки привычного для детей их возраста. Такие дети в большей степени, чем другие, подвержены депрессивному настроению, легко расстраиваются из-за неудач, требуют незамедлительного вознаграждения за свой труд и чаще всего материального.

При условии раннего терапевтического и психологического воздействия прогноз для детей с СДВГ благоприятный. Чрезмерная активность обычно является первым симптомом, с которого начинается ремиссия - облегчение болезни. Пик проявления двигательной расторможенности приходится на 6-7 лет, с обратным развитием к 14-15 годам, импульсивность снижается к окончанию школы, дефицит внимания, как правило, остается в той или иной степени в течение всей жизни. Негрубые остаточные явления позволяют адаптироваться в обществе, вести нормальную трудовую жизнь, адекватно устанавливать межличностные отношения.

3. Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)

Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.

Дефицит активного внимания:

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность:

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивность:

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается в разговор других людей, прерывает их.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, на одних уроках он успешен, на других - нет).

Если проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

4. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка

Построение адаптивной среды с учетом особенностей

Гиперактивного ребенка

Непременным условием работы с гиперактивным ребенком является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между участниками образовательного процесса. Взрослый в общении с детьми должен придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!» Его цель - содействовать становлению личности ребенка, основанная на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции.

При проведении игровых занятий нужно помнить, что сильные и яркие эмоциональные впечатления могут дезорганизовать гиперактивных детей, поэтому рекомендуется исключать упражнения с эмоциональным акцентом (игры-соревнования: «Кто быстрее?» и т.п.).

Ученые считают, что окружающая ребенка среда имеет приоритетное значение для его развития, прежде всего она должна обеспечивать безопасность жизни и способствовать укреплению здоровья. Поэтому в учреждениях, где обучаются гиперактивные дети, желательно наличие комнаты или части комнаты, условно называемой «мягкой», которая может содержать спортивный комплекс. В ней крепятся веревочные лесенки, кольца или какие-нибудь невиданные предметы, всевозможные канаты, подвешенные трапеции-качели и т.д. Все эти элементы комплекса рассчитаны и на взрослого, и могут преобразовываться самыми разными способами. «Мягкая комната», по желанию играющих, может быть преобразована в «театр», «кинотеатр», «выставочный зал», «галерею», «стадион» и т.д.

Полную безопасность и своеобразный строительный материал обеспечат мягкие (поролон, обшитый кожей) кубы, столбики, арки, плоские маты и т.п. Они позволяют детям строить дома, квартиры, дворцы, лабиринты, пещеры, корабли и т.д. Желательно иметь облегченные конструкции ширм, домиков, мягких и надувных игрушек и т.п.

Организация учебного процесса

Основной дефект гиперактивных детей - это рассогласованность в деятельности мозга и повышенная умственная истощаемость. В процессе урока эти дети периодически «отключаются», не замечая этого. Они быстро утомляются и не могут сохранять восприимчивость и умственную работоспособность до конца учебного дня, хотя остаются двигательно-активными до позднего вечера. Из-за этого у них могут быть пробелы в знаниях учебного материала. Конечно же, необходимо помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале урока, а не в конце. Интересно, что ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям. Школьный урок продолжается 40 минут, и любой ребенок должен подчиняться режиму. К сожалению, гиперактивный ребенок не в состоянии поддерживать активное внимание в течение такого длительного отрезка времени. Ему будет легче, если урок разделить на короткие периоды. Например, после выполнения 2-3 заданий, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев.

При построении урока желательно учитывать цикличность интеллектуальной активности гиперактивных детей.

Для закрепления материала урок должен быть построен так, чтобы на его протяжении варьировался один и тот же алгоритм или тип задания.

Дети работают в разном ритме: кто-то еще активен, а кто-то уже устал или, наоборот, отдохнул и готов подключиться к уроку. Если в течение урока варьируется одна и та же тема, то в каком бы ритме ребенок ни работал, он все время будет «встречаться» только с ней. Тем самым повышается вероятность того, что основное содержание урока будет усвоено.

Общие принципы работы с гиперактивными детьми, предложенные Гленом Доманом, строятся на четком структурировании информации, которую ребенку предстоит усвоить, разбиении ее на конкретные образные единицы с последующей организацией их в целостные системы по законам, которые действуют в соответствующей области знаний. Единицей информации обязательно должен быть целостный самостоятельный «образ-факт», который понятен ребенку, может быть им осмыслен и легко включен в систему его личного опыта. При обучении чтению это целое слово, далее словосочетание, простое предложение и т.д., вернее, его графическое изображение, обозначающее известный ребенку предмет (далее свойство, действие и т.д.). После того как сформируется устойчивый графический образ слова, ребенок становится способным быстро схватывать смысл написанного, т.е. читать. Далее он легко обучается разложению целого на части: различным методам анализа слова, т.е. готов изучать грамматику и правописание.

Гораздо сложнее, если изначально единицей выступает слог, фонема, звук или буква, так как это абстракции, не имеющие никакого образного представительства в системе внутреннего опыта ребенка. Осмысление абстракций у таких детей затруднено.

Математика как более четкая и алгоритмичная наука усваивается детьми гораздо легче и нравится им гораздо больше, чем письмо и чтение. При объяснении любого урока надо стараться давать детям точный алгоритм действий, уметь выделять сущность. Желательно разрабатывать графическое изображение алгоритма для каждой темы и давать его детям на карточках. Желательно «проиграть» этот алгоритм с детьми. Например, построить из ребят «змейку» или «паровозик» в соответствии с последовательностью событий или действий, которые надо запомнить.

Обстановка на уроках должна быть свободной и непринужденной. Нельзя требовать от детей невозможного: самоконтроль и соблюдение дисциплины исключительно сложны для гиперактивного ребенка. Искренние попытки ребенка соблюдать дисциплину (правильно сидеть, не вертеться, не разговаривать и т.д.) и переживания по поводу того, что это никак не получается, еще быстрее приводят к переутомлению и потере работоспособности. Когда на дисциплине не заостряется внимание, а уроки проводятся в игровой форме, дети ведут себя спокойнее и более продуктивно работают. Когда нет запретов, не происходит и накапливания неотреагированной энергии с последующими взрывами. «Рядовая» несдерживаемая недисциплинированность (когда дети могут сидеть, как им хочется: поджав ноги или на коленях; вертеться, иногда вставать, обращаться к учителю и проч.) создает только фоновый шум и меньше мешает проведению урока, чем эмоциональные срывы детей и попытки учителя их приструнить. Допуская мелкие дисциплинарные нарушения, можно поддерживать общую хорошую работоспособность.

Проблема дисциплины частично решается и в том случае, если есть возможность оборудовать класс партами, рассчитанными на одного человека, или оборудовать их специальными «конторками» для того, чтобы ребенок мог выполнять задания не сидя за партой, а стоя. Когда дети сидят по одному, они меньше обращаются друг к другу, больше сосредоточиваясь на объяснении учителя. Чаще вступают в диалог с учителем, а не с детьми. Такими диалогами учитель может управлять, приближая их к теме урока.

Если учитель видит, что ребенок «выключился», сидит с отсутствующим взглядом, то в этот момент его не надо трогать: ребенок все равно будет не в состоянии разумно отреагировать.

Необходимо также избегать переутомления детей в течение учебного дня. Лучше, когда предусмотрен после второго (или третьего) урока большой перерыв с прогулкой. Хорошо, если выделено и оборудовано специальное помещение для отдыха во время переменок, где дети могут и посидеть, и полежать, и поиграть (отдельная рекреация с низкими табуретками, скамейками-диванчиками, игрушками). При сильных функциональных нарушениях деятельности мозга можно переводить детей на неполную учебную неделю с добавочным скользящим выходным днем.

5. Основные принципы взаимодействия педагогов с гиперактивными детьми

1. Педагогу необходимо как можно чаше показывать, рассказывать, совместно обыгрывать ту информацию, которая должна быть усвоена ребенком. Учебные демонстрации и рассказы должны быть короткими (2-3 мин).

2. Гиперактивный ребенок работать самостоятельно не может, поэтому педагогу приходится сидеть вместе с ним во время выполнения домашних заданий, чтобы возвращать его к заданиям, осуществляя общение на уровне глаз. В. Оклендер рекомендует в это время взрослому легонько проводить ладонью по спине ребенка, сидящего рядом.

3. Педагогу очень важно сохранять во время занятий с гиперактивным ребенком спокойствие, не раздражаться и не нервировать его. Если чувствуете себя на грани эмоционального срыва, постарайтесь отойти и оставить ребенка наедине с самим собой. При этом не будьте демонстративны: ваш уход не должен быть протестом против поведения ребенка.

4. Стоит последить за своей речью, когда мы разговариваем с детьми. Берем ли мы ответственность на себя, пытаясь манипулировать ребенком: «Прекрати... не смей... замолчи...», вместо того чтобы сказать все это себе. Внешнеобвинительные формулировки приучают ребенка к тому, чтобы искать виноватого, защищаясь от неприятных ощущений, связанных с чувством вины.

5. Режим важен для всех детей, но для гиперактивных - особенно. Выработка правильных привычек облегчается, если необходимые дела делаются в одно и то же время изо дня в день.

6. Лучше, если ребенок будет работать с черновиком, но прежде, чем переписывать задание в тетрадь, дайте ему отдохнуть. Само переписывание тоже надо осуществлять с перерывами.

7. Стихотворение лучше заучивать небольшими частями, не все сразу. После повторения стихотворения (или правила) наизусть ребенку необходим перерыв перед продолжением занятий.

8. Позволяйте гиперактивному ребенку каждые 20 минут вставать и ходить по классу, не мешая окружающим.

9. После занятий надо обязательно хвалить ребенка независимо от того, демонстрировал он свои знания или только смотрел, слушал и повторял.

10. Педагогу желательно организовать место, где гиперактивный ребенок мог бы поиграть с глиной, водой, песком, которые обеспечивают разнообразие тактильных ощущений и снижают психическое напряжение.

11. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учебе вознаграждайте. Старайтесь похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.

12. Изменяйте режим урока - устраивайте минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией.

13. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, так как дети с СДВГ часто забывают его.

14. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребенка - в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.

15. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло - во время урока попросите его вымыть доску, собрать тетради и т.д.

16. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию учеников, используйте в процессе обучения элементы игры. Больше давайте творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.

17. На определенный отрезок времени давайте лишь одно задание. 18. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ.

19. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.

20. Совместно с психологом помогайте ребенку адаптироваться в условиях школы и в классном коллективе - воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.

Литература

1. Психолого-медико-педагогический консилиум и коррекционно-развивающая работа в школе / В.Е. Бейсова. – Ростов-на/Д: Феникс, 2008.

2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

3. Грибанов А.В., Волокитина Т.В., Гусева Е.А., Подоплекин Д.Н. Син-
дром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. - М: Академический
Проект, 2004.

4. Дробинская А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания.// Дефектология. - 1996. - №3 - с.72 -74.


Школа - враг гиперактивных детей, ведь там нужно быть внимательным и сосредоточенным. Без концентрации и умения доводить начатое до конца успеваемость гиперактивного ученика будет оставлять желать лучшего.

Гиперактивность - бич младшеклассников . Их ведущая деятельность меняется с игровой на учебную, из-за чего нагрузка на мозг многократно возрастает.

Систематичность, длительность, повторение - все то, без чего сложно представить себе обучение никак не стыкуется с гиперактивным ребенком. Что делать в таком случае родителям?

Признаки гиперактивности

Как понять, гиперактивен ли ваш ребенок? Ответьте «да» или «нет» на 10 вопросов нашего теста:

  1. Ребенок постоянно шевелит кистями и стопами?
  2. Не может спокойно посидеть на месте даже минуту?
  3. С трудом дожидается своей очереди в игре?
  4. Отвечает на вопросы быстро, не дослушав до конца?
  5. С трудом выполняет предложенные задания?
  6. С трудом переключает внимание с одного занятия на другое?
  7. Его игры или рисунки часто остаются незавершенными?
  8. Много болтает, мешает другим, вмешивается во все разговоры?
  9. Не умеет играть сам, тихо и спокойно?
  10. Часто совершает импульсивные действия, не задумываясь о последствиях?

Если у вас 8-10 ответов «да», ваш ребенок склонен к гиперактивному поведению.

И вы не одиноки. По данным статистики, среди детей в возрасте от 5 до 11 лет гиперактивных больше 25%, причем мальчики страдают в два раза чаще девочек.

Психолог Елена Фролова рассказывает: «Причин, почему на гиперактивность своих чад чаще жалуются родители мальчиков, чем девочек, несколько. Мозг плода мужского пола более раним к различным патологиям беременности и родов. У психики девочек лучше развиты компенсаторные функции, а также они более эмоциональны и послушны. Например, девочке легче устроить истерику, и она уже получает разрядку, а в этой ситуации мальчик - начинает много говорить, сходить с ума и бегать по потолку».

Какие проблемы в школе

Возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые — такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам.

Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и, тем более, выполнить его до конца. Учителя они не слышат, часто что-то теряют, забывают.

Гиперактивным детям необходимо постоянно двигаться, а это идет в разрез со школьными правилами. Просидеть за партой 4-6 уроков подряд по 35-40 минут для них - непосильная задача. 15, максимум 20 минут - и ребенок теряет нить, его внимание рассеивается, необходима смена деятельности.

Как помочь гиперактивному ребенку

Запастись терпением . Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Это комплексная проблема, требующая внимания и длительной работы со стороны родителей, врачей, педагогов и психологов. Посещайте разных смециалистов, спрашивайте несколько мнений, ищите альтернативы, собирайте опыт.

Забыть слово «нет ». Для гиперактивного ребенка нет ничего хуже, чем слово «нет». Нет, нельзя, не бегай, не прыгай, не ходи, не бери, не кричи - сколько еще ему предстоит выслушать? Не формулируйте приказы - озвучивайте предложения. И подключайте выдумку. Ваши новые фразы-выручалочки: «Давай будем ходить как кошечки», «Давай минутку послушаем, что нам говорит тишина», «Давай попробуем договориться с ручкой». Если запрет жизненно необходим, старайтесь подать его с позитивной стороны, не говорите «не ходи по лужам», предложите «выйди на асфальт».

Найти свою схему . В семье, где , важно избегать крайностей. Не должно быть вседозволенности и равнодушия, но и требовать от такого ребенка беспрекословного подчинения, соблюдения правил и запугивать карающими санкциями - бессмысленно. Категоричность, упреки, одергивание не пойдут ему на пользу. Вырабатывайте свою тактику, схему, стратегию, ищите ее путем проб и ошибок.

Искать дзен . В школе и дома ребенку пригодится опыт овладения своими эмоциями. Учите маленького человека самоконтролю, шаг за шагом показывайте, как можно сгладить нахлынувшие чувства. Лучший пример - собственный, поэтому сдерживайте свои бурные аффекты, особенно в сторону ребенка. Вместе учитесь переключать внимание, менять направление деятельности и мысли, изучайте дыхательные практики, ходите на восточные единоборства.

Оказывать поддержку . Если бы вы знали, как много значат для гиперактивного ребенка слова «я тебя понимаю»! Ему просто необходима поддержка взрослых. Ему и так неуютно и беспокойно внутри себя, а тут еще вы со своими нотациями. Искренне пытайтесь понять ребенка, поддерживайте его попытки самоконтроля, хвалите за сдержанность и хорошее поведение.

Обнимать. . Никто так не нуждается в обнимашках, как гиперактивные дети. Они могут затихать в ваших руках, вырываться или елозить на коленях, но им просто необходимо ощущать физический контакт с близким человеком. Обнимите ребенка и спокойно поглаживайте его по спинке, словно успокаивая. Чем чаще вы будете проводить такое простое упражнение, тем лучше. Умеете делать массаж? Замечательно, приступайте, не раздумывая, только помните, ваша цель - расслабление ребенка.

Быть кратким. Гиперактивному ребенку задачи нужно обозначать четко, короткими предложениями, без длинных формулировок. В домашних заданиях выделяйте самые важные слова яркими фломастерами, одно слово ребенку будет легче запомнить.

Соблюдать очередность . Если вы скажете «допиши в тетради, помой руки и приходи ужинать», гиперактивному ребенку будет сложно сосредоточиться и удержать во внимании сразу три задачи. Поэтому ставьте задания по очереди. Выполнил одно - начинаем следующее.

Помнить о распорядке дня . Да, гиперактивному ребенку сложно придерживаться каких-то рамок. Но понимать, что после обеда ему нужно будет сделать уроки, а после уроков - собрать портфель - необходимо. Не нужно зацикливаться на минутах, важно соблюдать очередность действий. О том, что ребенку предстоит предупреждайте его заранее: «Мы сейчас досмотрим мультик и пойдем делать уроки». Следить за сроками - ваша задача, не перекладывайте ее на ребенка. В качестве помощника отлично работает календарь, на котором помимо расписания дня можно отмечать какие-то цели и планы на неделю, месяц, год.

Убрать отвлекалки . Ребенок делает уроки? Выключите радио, телевизор, уберите со стола все отвлекающие предметы. Гиперактивному ребенку чтобы сосредоточиться необходимо сделать над собой нечеловеческие усилия. Помогайте ему в этом - убирайте все, что может его отвлечь. Даже цвет стен, мебели, текстиля, одежды выбирайте успокаивающий, не раздражающий.

Гиперактивность чаще всего проходит к подростковому возрасту: признаки повышенной двигательной активности уменьшаются, изменения в психике сглаживаются.

Важно, чтобы к этому моменту ребенок пришел с верой в себя, положительными эмоциями и без груза комплекса неполноценности. А это - в ваших руках!

В последнюю пятилетку диагноз «гиперактивность» стал чуть ли не модным, его «ставят» каждому четвёртому ребёнку «без суда и следствия». Крутится, бегает, не слушается? Значит гиперактивный! В этой статье рассмотрим, что такое СДВГ у детей , как воспитывать такого ребёнка и чем ему помочь во время обучения в школе.

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ), это минимальная мозговая дисфункция, т.е. лёгкая недостаточность работы головного мозга, которая сглаживается к 14 годам. В худшем случае она остаётся и во взрослом возрасте, но человек уже может себя контролировать.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД), это не медицинский диагноз, а только констатация того факта, что есть небольшие нарушения в работе головного мозга. Более того, даже сами учёные-медики разделились на тех, кто признаёт и на тех, кто не признаёт данную проблему.

Признающие существование данного синдрома врачи говорят о:

  • последствиях родовой травмы
  • дисбалансе в кровоснабжении мозга
  • нарушениях биохимического баланса в ЦНС.

Говоря простым языком — мозг новорожденного получил незначительные повреждения и часть участка мозга, ответственная за торможение просто не работает. А так как нервные клетки не восстанавливаются, то работу по торможению берут на себя здоровые клетки, между которыми со временем эти функции полностью перераспределяются.

Вот только этот процесс идёт годами, поэтому родителям надо набраться терпения и ждать того заветного подросткового периода. И тут сразу воодушевляющая новость — гиперактивные (ГА) дети становятся отличными подростками, помощниками и просто умницами, надо только подождать, и пока идёт процесс ожидания быть с ребёнком максимально открытыми и дружелюбными, ведь и он сам очень страдает от того, что всем мешает, не может усидеть на месте, что его постоянно все ругают.

Обычно, эта неприятность случается с мальчиками: на 5 мальчиков с синдромом ДВГ приходится лишь одна девочка.

Как проявляется гиперактивность

Проявляется гипердинамический синдром в затруднительной концентрации внимания, в чрезмерной активности и подвижности на фоне своих сверстников. Ребёнок очень любопытен, но вся эта любопытность слишком поверхностна. Например, ребёнок читает книжку, после двух слов начинает её листать, а через минуту и вовсе бросает чтение и начинает складывать кубики, но только поставит пару кубиков, то сразу же бежит рисовать, и так по кругу. Для деток с СДВГ практически невыполнима задача по аккуратному разукрашиванию, сбору мозайки, вышиванию, бисероплетению.

Попросите ребёнка просто посидеть на стуле на протяжении 3 минут. Положив руки на колени и не разговаривая. Такая задача и обычному малышу трудна, а для ГА так и просто невыполнима. СДВГшники уже через несколько секунд начнут болтать ногами, перебирать пальцами складки одежды, крутить головой — это и есть отсутствие внимания и концентрации. Вы хоть с ремнём над ним стойте, но не сможет такой ребёнок спокойно высидеть на стуле ни под страхом порки, ни за килограмм конфет.

Для учителей тетради ГА школьников это просто их личный педагогический кошмар — множественные исправления, грязь, размазанные чернила, «пляшущие» на нескольких строчках буквы, сами тетради мятые, с загнутыми уголками — и это далеко не весь перечень, который можно найти в тетрадях у таких деток.

Как лечить гиперактивность

Данный диагноз может поставить только квалифицированный невролог в дуэте с психиатром. Только после проведения всех исследований и анализов. К сожалению, бывают такие недомедики, которые послушав рассказ уставшей мамочки о том, что ребёнок не может усидеть на месте, постоянно отвлекается и не слушается, сразу пишут в карте ММД (СДВГ, энцефалопатия, гипердинамический синдром и другие «прелестные» диагнозы). Только по результатам УЗИ, ЭЭГ, ЭХО-ЭС, томографии и сонографии консилиум врачей может делать выводы о наличии СДВГ.

Как уже было написано выше — это не медицинский диагноз, поэтому никакие психотропные препараты и транквилизаторы не помогут. Нет, их, конечно же, можно давать ребёнку, делая из него «овощ», но стоит ли так насиловать организм бедного малыша? Ведь эти препараты работают только при постоянном приёме, ставят этот «диагноз» года в 4, сглаживается он к 14 годам, т.е. «пичкать» малыша сильнейшими препаратами придётся несколько лет.

Каждый день на протяжении нескольких лет родитель может собственными руками превращать ребёнка в зависимого наркомана. Но витамины, мягко улучшающие мозговое кровоснабжение и курс массажа, проведённый специалистом, лишними не будут. Витамины и массаж, а не сильнодействующие успокоительные.

Только каждодневные педагогические усилия взрослых (родителей, воспитателей, учителей) могут помочь ребёнку улучшить его качество жизни. Каждый день. На протяжении нескольких лет. Не таблетки, а режим и любовь.

Как успокоить гиперактивного ребёнка

Слова «успокойся! Возьми себя в руки!» если и сработают, то на пару минут; школьник сможет максимум урок протянуть не отвлекаясь, а что дальше? А дальше нужно помочь нервной системе. Разгрузить её. Самая главная ошибка и родителей, и учителей это наказывать стоянием в углу или сидением на стуле в стороне. Этим наказать невозможно, выше уже говорилось о том, что ГА ребёнок не сможет и минуты просидеть спокойно, во время этого «наказания» нервная система испытывает сверхнагрузки.

Давайте посмотрим, как успокоить гиперактивного ребёнка, советы, приведённые ниже, облегчат жизнь и родителям и самому ребёнку:

  • если малыш шумит, бегает и никак не реагирует на слова взрослых, то надо ребёнка поймать, обнять, и, смотря в глаза повторить просьбу. Говорить спокойным и требовательным голосом одновременно.
  • отвлеките малыша вопросом как мычат коровы, как машут крыльями бабочки и т.д., т.е. «переключите» его на что-то другое.
  • школьника попросите рассказать таблицу умножения, правила по русскому или недавно выученное стихотворение.
  • как это не парадоксально прозвучит, но успокоить гиперактивного ребёнка поможет физнагрузка — пусть отжимается, приседает, прыгает через скакалку.

Так избыток энергии перейдёт «в нужное русло».
— вместе с ребёнком придумайте, где у него находится кнопка «выкл.» (на носу, локте, спине), и как только малыш начинает всё крушить вокруг, «выключайте» его.
— бегает и шумит — дайте ему бумагу и карандаши, и попросите нарисовать свою собственную сказку (или пластилин и пусть лепит слона).
— поиграйте в «тишину»: правила просты — кто тише всех скажет слово «тишина».

Как помочь гиперактивному ребёнку?

Если это школьник, то объясните простыми словами, что с ним происходит, что мозг его постепенно научится контролировать все ситуации, а пока надо максимально этому способствовать.

Каждую, абсолютно каждую ситуацию, за которую его ругали взрослые необходимо с ребёнком разбирать. Что он сделал не так, как правильней было поступить, и что делать, если ситуация повторится.

Как помочь гиперактивному ребёнку учиться? Здесь поможет только режим. Строгий режим, который вместе с ребёнком был прописан на ватмане, висящем на стене в детской. Где по минутам расписан весь день. Не должно быть никаких отступлений, и очень скоро ребёнок сам будет ему неукоснительно следовать. Режим дня особенно поможет первоклашке, для его строго выполнения, обычно, хватает месяца постоянно контроля со стороны взрослого.

Для того чтобы разобраться как обучать гиперактивного ребёнка, следует вспомнить о «переключении»: разобрали новую тему — поиграли в догонялки, написали несколько примеров — попрыгали через скакалку и т.д. Ребёнка с СДВГ невозможно самостоятельно, особенно в начальной школе, здесь необходим постоянный контроль со стороны взрослых. Весь первый класс уроки необходимо делать вместе, далее вполне достаточно просто присутствовать в комнате, где ребёнок учится.

Как общаться с гиперактивным ребёнком?

  • ребёнку всегда интересно всё новое — придумайте героя, похожего на него, и пусть ребёнок сам (но под контролем взрослых) учит своего нового вымышленного друга.
  • не кричите и не бейте малыша, от этого он ещё больше возбудится. Говорите всегда спокойно и уверенно.
  • наказывайте физическими нагрузками. 20 приседаний, 10 отжиманий, и другие нагрузки, выполнение которых не так-то и приятно, благотворно воздействуют на торможение ЦНС.
  • хвалите и поощряйте ребёнка. Это и обычным детям важно, а для гиперактивных просто необходимость.
  • перед выполнением любого задания давайте ребёнку чёткие инструкции.

— выполнять несколько дел одновременно ребёнок просто не может, поэтому пусть он внимательно слушает, но ёрзает на стуле и грызёт ручку, не обращайте на это внимание, иначе всё его внимание переключится на то, чтобы спокойно сидеть, но внимательно слушать он уже не сможет.

Просто, если быть с ним «заодно», вовремя переключать его с одного занятия на другое, не запрещать, а контролировать, и строго следовать режиму. Но самое главное в воспитании любого ребёнка — это бесконечная родительская любовь, доверие и взаимопонимание. Любите своих детей, и они будут любить вас в 10 раз сильнее!

Дети с СДВГ (Гиперактивные) обычно имеют норму интеллекта и обучаются в общеобразовательных школах.

Но несмотря на то, что эти дети, обычно, очень умные, в школе они могут получать оценки ниже, чем знают. А так же большое количество жалоб на поведение.

Если ребенок гиперактивный,

  • Его не получается усадить за уроки
  • Он постоянно отвлекается
  • У него проблемы с концентрацией внимания
  • Ему скучно и неинтересно учиться
  • Он учится хуже, чем может
  • Ему снижают оценки за неаккуратность
  • Во время ответа своего перескакивает с темы на тему и в итоге получает плохую оценку, хотя знает

Обычно у гиперактивных детей очень хорошая память. Но дети не любят делать то, что они считают лишним, ненужным. Зачем писать подробное решение, если я уже знаю ответ?

Что можно сделать родителям:

В первую очередь обратить внимание на развитие навыка концентрации внимания, например, с помощью игры “Муха в кубе»

Обязательно помогите ребенку выработать привычку делать уроки самостоятельно в определенное время, используя техники “Якорь и Ритуал”.

В обучении гиперактивных детей все должно быть предельно логично и просто. Быт родителям упрощают правила, которые нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах.

В таком случае, ребенок не будет устраивать «саботаж» каждый раз потому, что нужно выполнять домашнюю работу.

Какие ритуалы возможны и как «кинуть якорь» на уроки, в видео:

Очень важным скулхаком является необходимость отловить ошибки в обучении ребенка и повысить уровень знаний ребенка.

Поскольку гиперактивные детки «спешат», то часто ошибаются. В обучении очень легко увеличить количество «знаю» за счет сокращения «сомневаюсь» и «не помню» — именно данный пункт позволит ребенку повысить успеваемость

Посмотрите, как можно убрать ошибки в словарных словах, используя технику эффективного обучения «Воронка».

Ребенку не обязательно для таких занятий писать. Он может просто по слогам произносить правильный вариант написания слова. Вам останется лишь зафиксировать те слова, где он «сомневается» или «ошибается».

Покажите сферы применения в жизни получаемых знаний. Научите ребенка рисовать “интеллект карты”, чтобы ребенок с интересом изучал текст учебника и видел связь получаемых знаний с реальной жизнью

Учите ребенка выражать свои мысли четко, грамотно и емко, через технику «Бредогенератор»

В обучении гиперактивных детей самое главное понимать, что для ребенка сродни катастрофе делать неинтересные вещи или те, которые он считает бессмысленными.

Нежелание сидеть на месте дольше двух минут, постоянная болтовня или беготня по классу – раньше таких детей наказывали. Теперь – лечат. Гиперактивные дети есть в каждой школе. По данным Минздрава, в Украине около 12% школьников болеют Синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Очень часто лечение болезни замедляется ошибками матерей и отцов.

«Отцовский клуб» попросил специалиста рассказать о типичных ошибках родителей, воспитывающих таких детей. Вот отрывок из нашего интервью с Натальей Рубель, психологом, когнетивно-поведенческий психотерапевтом, директором Киевского института рационально-интуитивной психотерапии «Я».

Б олее десяти лет я консультирую семьи с такими детьми и вижу, что это не надуманная проблема. Синдром с дефицитом внимания и гиперактивностью (СДВГ) — это медицинский диагноз. Первые признаки видны уже в возрасте от двух до трех лет. К примеру — ребенку сложно сконцентрироваться на каком-то задании больше трех или пяти минут (рисовать, складывать пирамидку). Второй признак — у малыша тревожный сон: его сложно уложить спать днем или вечером, а ночью он часто просыпается. Третий — важный признак: ребенок ходит на носочках (ахиллесов рефлекс).

Во всех таких случаях нужно обращаться к детскому неврологу.

То, что видно сразу и всегда беспокоит родителей: повышенная двигательная расторможенность. Ребенок бегает по помещению и это не игра, а не умение сосредоточиться и успокоиться. Он не может сидеть и выполнить простое задание в течение 5-10 минут. Гиперактивному ребенку свойственны мелкие движения: часто барабанит пальцами или дергает ногой.

Еще хочу обратить внимание родителей на излишнюю говорливость таких детей. Если в пять лет у ребенка нет связанного рассказа, не умеет определять причинно-следственные связи: что было сначала, что будет потом? Это говорит о том, что у ребенка не развиваются соответственно возрасту мозговые функции.

Лучше всего в семье принять некий «свод правил» для общения с гиперактивным ребенком

Первое. Если родители хотят, чтобы малыш их услышал, нужен контакт глаз. Прежде чем что-то говорить гиперактивному ребенку, нужно понять он вас слушает или отвлекается.

Второе — общаясь с ребенком, не пустословьте, говорите по делу . Например, многие родители скажут: «Сколько можно разбрасывать свои учебники, я же тебе сказала сложить математику еще вчера». Это плохой вариант. нужно иначе: «Математику в портфель. Тетради - в папку. Папку - в портфель». Используется краткий стиль. Особенно, это важно при формировании общения в семье. Потому что задача взрослых: обучить ребенка давать инструкции самому себе. Это и есть основной дефект гиперактивного школьника: неумение планировать свои действия.

Третье — указания должны быть разрешающими. Т.е. если вы говорите что нельзя делать, тут же говорите, а что можно. Например, «Нельзя рисовать на стене, но можно рисовать вот здесь». Потому что основная проблема взаимодействия таких детей с окружающими - это постоянные одергивания, замечания, негативный акцент. Родители должны ответить себе на вопрос: «Всегда ли мы поддерживаем правильное поведение гиперактивного ребенка?» Всегда ли ваш сын (или дочь) узнает от вас, что вот сейчас он сделал правильно (сказал, поступил). Ведь основная проблема в общении отцов и таких детей: это негативный акцент на ситуациях. В процессе воспитания нужно сформировать социальные навыки, т.е. проще говоря, научить «вести себя правильно».

Четвертое — нужно использовать физический контакт, особенно, если дети маленькие. Чем младше ребенок, тем важнее физическое взаимодействие. Когда я об этом говорю родителям, они меня спрашивают: «Это что значит - бить его?» Нет, конечно, имеется в виду: взять за плечо, мягко развернуть ребенка к себе. Потому что для детей 2-3 лет слова вообще не работают, важнее физическое прикосновение. Т.е. используем нормальный физический контакт для улучшения взаимопонимания.


Пятое — должны быть прописаны правила поведения, о которых ребенок знает.
За их соблюдение ребенок сразу вознаграждается – это отдельная большая тема. Потому что детям такого типа в силу дефицита внимания, дефицита саморегуляции очень сложно вести себя воспитано.

Шестое — нужно давать выбор ребенку . Может, это напоминает манипуляцию, но помогает преодолеть его упрямство и сопротивление. Допустим, родитель может спросить: «Ты хочешь уроки сделать до мультика или после?» Т.е. не принимаем во внимание, что уроки не делаются, а акцент на том, когда школьник их сделает. Лучше использовать такие конструкции: сначала ты…., потом ты …. Это облегчает его готовность к следующему действию. Нужно учитывать, что у гиперактивного ребенка длинный тормозной путь. Т.е. если он смотрит мультик, а вы ему хотите напомнить об уроках, предупредите его: «Через 2 минуты закончится мультик, потом мы приступаем к урокам». Потому что именно этим детям сложно переключаться от одной деятельности к другой.

Конечно, правил может быть больше. Это основные.